Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

СИНЕРГИЗМ ПЕРСУАЗИВНОЙ ПРАГМАТИКИ В АНГЛИЙСКОМ ДИСКУРСЕ МАСС-МЕДИА

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-38-44

Аннотация

Настоящая статья посвящена функционально-лингвистическому исследованию реализации комплексного кооперативного эффекта прагматического воздействия на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы реципиента в современном английском дискурсе масс-медиа. Авторы анализируют понятия речевого манипулирования, персуазивности и делают вывод о необходимости подробного рассмотрения взаимосвязи между явным и скрытым целеполаганием адресанта, функциональными особенностями конкретного типа дискурса и специфическими чертами доступного коммуникантам арсенала языковых средств. В качестве эмпирического материала исследования авторами выбираются статьи британского журнала The Economist, популярного у студентов и преподавателей английского языка делового и профессионального общения. Несмотря на то, что в идеализированной журналистике в целом и наиболее респектабельных, влиятельных британских изданиях в частности открытое речевое манипулирование сознанием читателя не допускается, функционально-прагматическая эволюция английского дискурса масс-медиа и динамика существующих в нём коммуникативных норм влекут за собой популяризацию нестандартных вербальных приёмов в газетно-журнальных текстах, открывая широкие возможности для оказания риторического (персуазивного) воздействия. Руководствуясь коммуникативно-стратегическим замыслом, автор медиатекста комбинирует языковые средства и выстраивает их в определённой последовательности с учётом всей сложной паутины функциональных связей, генерируя тем самым мощный кооперативный (синергийный) прагматический эффект, который позволяет изменить отношение читателя к описываемому объекту / явлению действительности, модифицировать его общий эмоциональный настрой и интенционал, перестроить категориальную структуру индивидуального сознания адресата и ввести в него новые категории, активизировать необходимые адресанту фреймы и сценарии.

Об авторах

Д. С. Храмченко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

119454 г. Москва, проспект Вернадского, 76

Храмченко Дмитрий Сергеевич – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка №4



A. В. Радюк
Российский университет дружбы народов
Россия

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6

Радюк Александра Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков экономического факультета



Список литературы

1. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 224 с.

2. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Флинта: Наука, 2007. 176 с.

3. Пономаренко Е.В. Прагматическое воздействие как базовая функция английского делового дискурса // Филологические науки в МГИМО. №4 (12), 2017. С. 55-62.

4. Правикова Л.В. Персуазивность как когнитивная стратегия в парламентском дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №1 (79), Ч.2, 2018. С. 359-362.

5. Храмченко Д.С. Ирония в английском деловом дискурсе: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2010. 25 с.

6. Храмченко Д.С. Функционально-прагматическая эволюция английского делового дискурса: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. М., 2014. 55 с.

7. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №2 (80), Ч.2, 2018. С. 391-394.

8. Can’t Touch Ths // Th Economist. March 3rd 2018. P. 32.

9. Latin America’s Latest Menace // Th Economist. September 22d 2018. P. 11.

10. Under Th Cover // Th Economist. March 3rd 2018. P. 25-26.


Рецензия

Для цитирования:


Храмченко Д.С., Радюк A.В. СИНЕРГИЗМ ПЕРСУАЗИВНОЙ ПРАГМАТИКИ В АНГЛИЙСКОМ ДИСКУРСЕ МАСС-МЕДИА. Филологические науки в МГИМО. 2018;4(16):38-44. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-38-44

For citation:


Khramchenko D.S., Radyuk A.V. SYNERGISM OF PERSUASIVE PRAGMATIC EFFECT IN ENGLISH MASS-MEDIA DISCOURSE. Linguistics & Polyglot Studies. 2018;4(16):38-44. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-38-44

Просмотров: 454


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)