СИНЕРГИЗМ ПЕРСУАЗИВНОЙ ПРАГМАТИКИ В АНГЛИЙСКОМ ДИСКУРСЕ МАСС-МЕДИА
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-38-44
Аннотация
Настоящая статья посвящена функционально-лингвистическому исследованию реализации комплексного кооперативного эффекта прагматического воздействия на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы реципиента в современном английском дискурсе масс-медиа. Авторы анализируют понятия речевого манипулирования, персуазивности и делают вывод о необходимости подробного рассмотрения взаимосвязи между явным и скрытым целеполаганием адресанта, функциональными особенностями конкретного типа дискурса и специфическими чертами доступного коммуникантам арсенала языковых средств. В качестве эмпирического материала исследования авторами выбираются статьи британского журнала The Economist, популярного у студентов и преподавателей английского языка делового и профессионального общения. Несмотря на то, что в идеализированной журналистике в целом и наиболее респектабельных, влиятельных британских изданиях в частности открытое речевое манипулирование сознанием читателя не допускается, функционально-прагматическая эволюция английского дискурса масс-медиа и динамика существующих в нём коммуникативных норм влекут за собой популяризацию нестандартных вербальных приёмов в газетно-журнальных текстах, открывая широкие возможности для оказания риторического (персуазивного) воздействия. Руководствуясь коммуникативно-стратегическим замыслом, автор медиатекста комбинирует языковые средства и выстраивает их в определённой последовательности с учётом всей сложной паутины функциональных связей, генерируя тем самым мощный кооперативный (синергийный) прагматический эффект, который позволяет изменить отношение читателя к описываемому объекту / явлению действительности, модифицировать его общий эмоциональный настрой и интенционал, перестроить категориальную структуру индивидуального сознания адресата и ввести в него новые категории, активизировать необходимые адресанту фреймы и сценарии.
Ключевые слова
Об авторах
Д. С. ХрамченкоРоссия
119454 г. Москва, проспект Вернадского, 76
Храмченко Дмитрий Сергеевич – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка №4
A. В. Радюк
Россия
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6
Радюк Александра Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков экономического факультета
Список литературы
1. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 224 с.
2. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Флинта: Наука, 2007. 176 с.
3. Пономаренко Е.В. Прагматическое воздействие как базовая функция английского делового дискурса // Филологические науки в МГИМО. №4 (12), 2017. С. 55-62.
4. Правикова Л.В. Персуазивность как когнитивная стратегия в парламентском дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №1 (79), Ч.2, 2018. С. 359-362.
5. Храмченко Д.С. Ирония в английском деловом дискурсе: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2010. 25 с.
6. Храмченко Д.С. Функционально-прагматическая эволюция английского делового дискурса: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. М., 2014. 55 с.
7. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №2 (80), Ч.2, 2018. С. 391-394.
8. Can’t Touch Ths // Th Economist. March 3rd 2018. P. 32.
9. Latin America’s Latest Menace // Th Economist. September 22d 2018. P. 11.
10. Under Th Cover // Th Economist. March 3rd 2018. P. 25-26.
Рецензия
Для цитирования:
Храмченко Д.С., Радюк A.В. СИНЕРГИЗМ ПЕРСУАЗИВНОЙ ПРАГМАТИКИ В АНГЛИЙСКОМ ДИСКУРСЕ МАСС-МЕДИА. Филологические науки в МГИМО. 2018;4(16):38-44. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-38-44
For citation:
Khramchenko D.S., Radyuk A.V. SYNERGISM OF PERSUASIVE PRAGMATIC EFFECT IN ENGLISH MASS-MEDIA DISCOURSE. Linguistics & Polyglot Studies. 2018;4(16):38-44. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-4-16-38-44