Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Грамматика в современном учебнике иностранного языка для вуза

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-1-21-69-78

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются методологические основы создания грамматического раздела (ГР) современного учебника иностранного языка (ИЯ) для вуза. Ими являются коммуникативный и компетентностный подходы к обучению ИЯ и реализуемые в рамках этих подходов принципы аутентичности, мультимодальности, контекстуальности, релевантности и многоуровневости. Отмечается важность грамматики для развития не только коммуникативной компетенции, но и мыслительных умений высшего порядка; исходя из этого, формулируются две цели её изучения: коммуникативная и когнитивная. В соответствии с целями определяются задачи, стоящие перед автором ГР: 1) интегрировать грамматику в профессионально ориентированный курс ИЯ в качестве компонента, необходимого для взаимосвязанного развития речевых умений; 2) разработать эффективную систему упражнений; 3) обеспечить возможность использовать грамматический материал в смешанных группах. Основополагающие принципы диктуют отбор материала (в рамках программы), последовательность введения грамматических единиц и способы их презентации, а также типы упражнений и заданий. Описана обеспечивающая достижение учебных целей система упражнений, выполняемых в аудитории, которая включает три основных типа: аналитические, условно коммуникативные и коммуникативные, а также тренировочные упражнения для самостоятельной работы. Представлен опыт создания ГР в учебнике английского языка для международников и результаты его апробации. Делается вывод, что условиями создания качественного ГР в учебнике ИЯ являются наличие современной общей концепции такого учебника и особой компетенции автора у разработчика.

Об авторе

О. А. Кравцова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Кравцова Ольга Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка № 1 МГИМО (У) МИД России. Сфера профессиональных интересов: грамматика и стилистика английского языка, лингвопрагматика, лингводидактика, разработка учебников и учебных материалов по общему языку и языку для специальных целей.

119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.

2. Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения // Филологические науки в МГИМО. М.: МГИМО-Университет. 2019, № 18 (2). С. 48-57.

3. Рюмина Н.А., Ястребова Е.Б. Формирование иноязычной лингвистической компетенции на основе взаимодействия родного и иностранного языков // Вестник МГЛУ. М., 2004, № 492. С. 65-75.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 2002. 241 с.

5. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Какой учебник иностранного языка нужен вузу сегодня? // Иностранные языки в школе. 2011, № 5. С. 63-68.

6. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А., Крячков Д.А., Владыкина Л.Г. Английский язык для международников: Учебник для вузов в двух частях. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2018. 640 с.

7. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Английский язык для международников. Книга для преподавателя. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2018. 232 с.

8. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: a Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. Ed. by Anderson, Lorin W. & Crathwohl David R. Pearson, 2000. 336 p.

9. Azar, Betty. (2007) Grammar-Based Teaching: A Practitioner’s Perspective. TESL-EJ, Sept. 2007. Volume 11, Number 2. [Electronic resource] – Access mode: http://www.tesl-ej.org/ej42/a1.pdf (accessed 05.07.2019).

10. Ellis, R. (2003) Task-based Language Learning and Teaching. Oxford: Oxford University Press, 387 p.

11. Hymes, D. (1972) On Communicative Competence / Sociolinguistics. Ed. by Pride, J.B. and Holmes, J. Harmondsworth: Penguin Books, pp. 269-285.

12. Krashen, Stephen D., (1981) Second Language Acquisition and Second Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 151 p.

13. Mulroy, D. (2003) The war against grammar. Portsmouth, NH: Boynton/Cook Publishers, Inc., 144 p.

14. Newby, D. (2008) A Cognitive+Communicative Approach // Future Perspectives for Language Teaching. Ed. by W. Delanay and L. Volkmann, Heidelberg: Winter, pp. 29-44.

15. Swan, Michael. (2006) Teaching Grammar. Does Grammar Teaching Work? // Modern English Teacher 15/2, [Electronic resource] – Access mode: https://mikeswan.net/wp-content/uploads/2017/08/Teaching-grammar-%E2%80%A6..pdf (accessed 01.07.2019).

16. Tomlison, B. (2010) Principles of effective materials development // English language teaching materials: Theory and Practice. Ed. by J.Richards. New York: Cambridge University Press, pp. 81-108.


Для цитирования:


Кравцова О.А. Грамматика в современном учебнике иностранного языка для вуза. Филологические науки в МГИМО. 2020;21(1):69-78. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-1-21-69-78

For citation:


Kravtsova O.A. GRAMMAR IN A MODERN TERTIARY LEVEL FOREIGN LANGUAGE COURSEBOOK. Philology at MGIMO. 2020;21(1):69-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-1-21-69-78

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)