Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Язык как мир и мир как язык наблюдателя: на пути к экспериенциальному подходу к лингвистическим явлениям

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-2-22-24-32

Аннотация

Одной из важных целей лингвистической науки, несомненно, является осмысление генеративных механизмов языка, а именно исследование причин и следствий смыслопорождения в речемыслительных процессах. В данной статье предлагается синтетический взгляд на эпистемологическую проблему наблюдателя как лингводеятеля и когнитивного агента, конструирующего свой мир в языке и свой язык в мире (М. Мерло-Понти). С опорой на лингвофилософию энактивизма (Ф. Варела, Э. Томпсон, Э. Рош) и радикального конструктивизма (Э. фон Глазерсфельд, У. Матурана) приводится ряд аргументов против позиции объективного реализма и репрезентационизма, популярных в традиционном языкознании. Утверждается, что объективность – это языковая иллюзия наблюдателя, возникающая в результате абстрагирующего и рефлексивного мышления, когда перцептуальные объекты становятся “как если бы перцептуальными” (ср. реальность Als ob Г. Файхингера), т.е. именованиями, которые замещают тот или иной эмпирический материал. Любое сенсомоторное “событие” может превратиться в опыт наблюдателя и генерировать воображаемый материал благодаря когнитивным операциям и операциям над результатами этих операций. Язык, таким образом, – это сложный процесс, обусловливающий существование наблюдателя: это конструирование опыта в сенсомоторике и эмоционально-волевой тональности абстрактно-рефлексивных операций. Никакое языковое значение, тем самым, нельзя рассматривать только как умственную или эмотивную категорию; семантика языка имеет экспериенциальную природу и её изучение целесообразно проводить в парадигме эмпирической методологии, а не (только) в рамках текстологического и логико-семантического анализа.

Об авторе

А. С. Дружинин
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Дружинин Андрей Сергеевич— кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 3.  

Сфера интересов: эпистемология, когнитивная лингвистика, экспериенцальная лингвистика. 

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. 324 с.

2. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: “Новое литературное обозрение”, 1996. 352 с.

3. Мамардашвили М. Беседы и о мышлении. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2018. 442 с.

4. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М. Прогресс, 1981. 232 с.

5. Фомина Т.А. Икс-фемия, или о трудностях разграничения эвфемии и дисфемии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. № 17 (1). С. 122-134.

6. Bateson G. Steps to an ecology of mind: Collected essays in anthropology, psychiatry, evolution, and epistemology. New Jersey, London: Jason Aronson Inc., 2000. 521 pp.

7. Bridgman P. W. The logic of modern physics./ P.W. Bridgman. New York: Macmillan, 1927 (1958). 246 pp.

8. Dent E. B. “The Observation, Inquiry and Measurement Challenges Surfaced by Complexity Theory” / Richardson K. (ed.) Managing the Complex: Philosophy, Theory and Practice. Greenwich: IAP, 2005. P. 253-268.

9. Goldstein B. Cognitive Psychology: Connecting Mind, Research, and Everyday Experience / B. Goldstein. Belmont, CA: Wadsworth, Cengage Learning, 2011. 444 pp.

10. James W. Pragmatism. A new way for some old ways of thinking, [Electronic resource]. – URL: http//www.gutenberg.org/ files/5116/5116-h/5116-h.htm#link2H_PREF

11. Maturana H. R. “Reality: The search for objectivity or the quest for a compelling argument” // The Irish Journal of Psychology, 1988, 9 (1). P. 25-82.

12. Maturana H. “Self-consciousness: How? When? Where?” // Constructivist Foundations. 2006. 1 (3). P. 91-102.

13. Mytkowicz T., “Observer Effect and Measurement Bias in Performance Analysis”/ T. Mytkowich, P. Sweeney, H. Matthias H., et al. // Computer Science Technical Reports. 2008. 972, [Electronic resource]. – URL: http//scholar.colorado.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1971&context=csci_techreports

14. Piaget J. La construction du réel chez l’enfant [Construction of reality in a child]/ J. Piaget. Neuchâtel: Delachaux et Niestlé, 1937. 345 pp.

15. Piaget J. L’équilibration des structures cognitives [The equilibration of cognitive structures]/ J. Piaget. Paris: Presses Universitaires de France, 1975. 188 pp.

16. Varela F. J. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience / F.J. Varela, E. Thompson, E. Rosh. − Massachusetts: MIT Press, 1993. 309 pp.

17. Vico G-B. De antiquissima Italorum sapientia (Latin original and Italian translation by Pomodoro, 1858)/ G-B. Vico. Naples: Stamperia de’Classici Latini, [Electronic resouce]. – URL: http//archive.org/stream/philosophyofgiam00cro/ philosophyofgiam00cro_djvu.txt

18. Von Foerster H. Understanding understanding: Essays on cybernetics and cognition / H. von Foerster. NY, Berlin: Springer Science & Business Media, 2003. 362 pp.

19. Von Glasersfeld E. Radical Constructivism: a way of knowing and learning / E. von Glaserfeld. Bristol: Falmer Press, 1995. 213 pp.


Рецензия

Для цитирования:


Дружинин А.С. Язык как мир и мир как язык наблюдателя: на пути к экспериенциальному подходу к лингвистическим явлениям. Филологические науки в МГИМО. 2020;22(2):24-32. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-2-22-24-32

For citation:


Druzhinin A.S. LANGUAGE AS THE OBSERVER’S WORLD AND THE WORLD AS THE OBSERVER’S LANGUAGE: TOWARDS AN EXPERIENTIAL APPROACH TO LINGUISTIC PHENOMENA. Linguistics & Polyglot Studies. 2020;22(2):24-32. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-2-22-24-32

Просмотров: 476


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)