Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

К вопросу о минимальной единице театрального текста

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-91-99

Аннотация

Настоящее исследование нацелено на выявление минимальной единицы театрального текста с учётом его специфики как полифонической знаковой системы, рассматриваемой с точки зрения аппарата, управляющего ею. Исходная трудность, возникающая в связи с театральным текстом, касается вопроса о театральном знаке. Автор рассматривает различные подходы, направленные на синтез определения минимальной единицы, что обусловлено требованиями научного описания исследуемого объекта. Отмечается, что любые результаты анализа, достигнутые без учёта полимодального характера театрального текста, не могут считаться достоверными. Театральный текст как прямой результат семиозиса следует рассматривать в русле холистического подхода. В этом отношении необходимо понимать, что речевое событие в театре перформативно и апплицируется на эквивалентный театральный знак (актему), который является результатом поливалентности знаковых систем на сцене. Можно предположить, что оперирование термином «актема» в связи с номинацией театральных знаков могло бы облегчить процесс лингвистического описания театрального текста и его прочтения. Хотя проблема театрального текста менее разработана в теории языка, чем проблема драматического текста как литературного произведения, очевидно, что исследования в этой области значительно продвинулись вперёд и поиск адекватного понимания семиотических процессов продолжается.

Об авторе

О. А. Чуреева
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Россия

 Чуреева Ольга Александровна – старший преподаватель кафедры русского языка Медицинской академии имени С. И. Георгиевского

295007, Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4



Список литературы

1. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992. С.17-23.

2. Илова Е. В. Актуализация актем в дискурсивно-семиотическом пространстве театральной коммуникации // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 3. С. 54-64.

3. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 72-81.

4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 704 с.

5. Михайлова А. А. Образ спектакля. М.: Искусство, 1978. 247 c.

6. Павис П. Словарь театра. М.: Изд-во «ГИТИС», 2003. 516 с.

7. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.

8. Цунский Н. В. Театральная герменевтика и анализ театрального текста // ОНС. 2000. № 3. С. 161-171.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 c.

10. Юберсфельд А. Читать театр // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. С. 191-201.

11. Kowzan, T. Litte ´rature et Spectacle. The Hague/Paris: Mouton, 1975. 172 p.

12. Mukařovsky, J. Umĕni jako sémiologický fact. Studie I. Brno: Host, 2000. pp. 208-214.

13. Rozik, E. The homogeneous nature of the theatre medium. In Semiotica 168-1/4, 2008. pp. 169-190.


Рецензия

Для цитирования:


Чуреева О.А. К вопросу о минимальной единице театрального текста. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(1):91-99. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-91-99

For citation:


Chureyeva O.А. Towards the Issue of the Smallest Theatrical text Unit. Linguistics & Polyglot Studies. 2021;7(1):91-99. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-91-99

Просмотров: 899


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)