Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Роль языка в формировании профессиональной идентичности: лингводидактический аспект

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-119-129

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится анализ и особенности практического применения авторской методики формирования профессиональной идентичности специалиста на занятиях по иностранному языку (английский, продвинутый этап). В основу методики положен принцип становления профессиональной языковой личности как центрального элемента профессиональной идентичности. Авторами выявляется корреляционная зависимость обозначенных феноменов, на основе чего выстраивается лингвистический базис исследования – отбор и анализ языкового материала посредством методики концептуального лингвопроектирования профессиональной идентичности. На основе представленного комплексного лингвистического анализа выводится корпус текстовых и языковых единиц – рабочий тезаурус, который составляет языковую основу всего образовательного процесса формирования профессиональной языковой личности.
Содержательно методика строится на тематическом планировании, максимально приближенном к осуществлению профессиональной деятельности будущего специалиста. Например, темы, предлагаемые для обсуждения студентам в рамках описываемого экспериментального пособия, содержательно дублируют основные этапы бизнес-плана. Подобная структура позволяет целенаправленно формировать профессиональную языковую личность обучающегося и необходимые профессиональные компетенции.
Наличие обязательной проектной составляющей как завершающего элемента каждого тематического этапа способствует более глубокой консолидации осваиваемого языкового материала и практических навыков в определённом, заданном профессией, формате деятельности. Весь процесс формирования профессиональной языковой личности основывается на всесторонней системной проработке продуктивных языковых умений (говорение, письмо).
Предлагаемая методика способствует не только глубокой проработке лингвистических умений и навыков и освоению дискурсивного пространства будущей профессии, но и развивает широкий спектр особо востребованных сегодня работодателями гибких навыков.

Об авторах

А. Ю. Багиян
Пятигорский государственный университет
Россия

 Багиян Александр Юрьевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации 

357532, г. Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, 9



Т. А. Ширяева
Пятигорский государственный университет
Россия

 Ширяева Татьяна Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации

357532, г. Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, 9



Список литературы

1. Багиян А.Ю. Методика концептуального лингвопроектирования профессиональной идентичности: подходы к разработке, сущность и перспективы/ А.Ю. Багиян, Т.А. Ширяева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2018. Т. 17. № 4. С. 214–228.

2. Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика/ И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева, Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 384 с.

3. Гальскова Н.Д. Мониторинг качества языкового образования на современном этапе развития школы/ Н.Д. Гальскова, Д.К. Бартош // Иностранные языки в школе. 2016. № 9. С. 2-8.

4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.

5. Мыскин С.В. Языковая профессиональная личность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30). Ч. I. C. 150-157.

6. Палеев А.В. Научная парадигма формирования бизнес-плана, особенности инвестиционного бизнес-планирования // Финансовые исследования. 2013. № 4 (41). С. 64-72.

7. Сафонова В.В. Актуальные проблемы методического анализа качества учебной литературы на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2016. № 10. С. 2-12.

8. Фадеева О.А. Проектирование дискурса высшего образования как средства формирования профессиональной идентичности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 1 (21). С. 131-135.

9. Федорова О.В. Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ»» // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 2. С. 335- 340.

10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: «МПСИ», 2004. 600 с.

11. Bagiyan A.Y., Nersesyan G.R. UPWARD. Student’s book with answers. A Guide to Effective Professional Communication. Kazan: Book, 2019. 158 p.


Для цитирования:


Багиян А.Ю., Ширяева Т.А. Роль языка в формировании профессиональной идентичности: лингводидактический аспект. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(1):119-129. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-119-129

For citation:


Bagiyan A.Y., Shiryaeva T.A. The Role of Language in Professional Identity Formation: Linguodidactic Aspect. Linguistics & Polyglot Studies. 2021;7(1):119-129. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-119-129

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)