Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Гендерно обусловленные синтагматические особенности фразового ритма при неподготовленном чтении вслух (американский вариант английского языка)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-2-31-8-17

Аннотация

В статье описана методика, основные этапы и результаты исследования воздействия гендерного фактора на синтагматические характеристики фразового ритма при неподготовленном чтении вслух в современном американском варианте английского языка. Приведённое описание является вторым этапом анализа воздействия гендерного фактора на фразовый ритм в рассматриваемом виде речевой деятельности. На предыдущем этапе были установлены особенности мужских и женских «репертуаров» статистически достоверно применяемых типов ритмических групп (т.е. их парадигматические свойства). Под ритмической группой понимается сверхслоговая просодическая единица, состоящая из одного ударного слога и примыкающих к нему безударных слогов. Позиция и количество безударных слогов в группе определяют её тип. На текущем этапе рассматриваются особенности сочетаемости различных типов ритмических групп и их валентность. В сфере особенностей сочетаемости ритмических групп анализируется статистика типов и видов контактов двух соседних ритмических групп: контрастное/неконтрастное возрастание/убывание ритма, величины модуляций и случаи контактов, не сопряжённых с изменениями ритма. Устанавливаются статистически достоверные различия, обусловленные воздействием гендерного фактора. Из статистического инструментария применялись, в основном, меры центральной тенденции (среднее), меры вариативности (дисперсия) и теория вероятности (при расчёте валентности). Обнаружено, что на полученные результаты сильное воздействие оказал рассматриваемый вид речевой деятельности, не дающий дикторам сколько-нибудь значительной степени свободы в способах оформления фразового ритма. Так, мужские и женские реализации по множеству показателей не обнаруживали достоверных различий, особенно при рассмотрении усреднённых групповых значений показателей. Большинство различий обнаруживаются лишь при более глубоком анализе и заключаются в разнице значений дисперсии различных показателей, указывающей на степень однообразности, регулярности наблюдаемых особенностей. Критическая часть статьи представляет собой размышления автора относительно точности и эффективности используемого им аудитивно-функционального метода определения контрастного и неконтрастного изменения ритма: по разнице в количестве безударных слогов без учёта их позиции в ритмической группе. В итоге автор заключает, что спорность рассматриваемого метода нивелируется этапом акустического анализа экспериментального материала.

Об авторе

А. С. Банков
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Банков Андрей Сергеевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка №3 Факультета международной журналистики. 

РИНЦ AuthorID: 518279

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Андросова С.В. Акустические и перцептивные корреляты цельнооформленности слога (экспериментальнофонетическое исследование на материале американской спонтанной речи): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2013. 41 с.

2. Банков А.С. Аудитивное исследование гендерного фактора во фразовом ритме при неподготовленном чтении вслух (парадигматический аспект) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2021. №02. С. 140-144 DOI 10.37882/2223-2982.2021.02.05 URL: http://www.nauteh-journal. ru/files/3234a5c9-ad7f-4b91-b571-48ea38347afe.

3. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропологии / Г. Гримм. М.: Медицина, 1967. С. 137.

4. Дечева С.В. Слогоделение в английской речи (когнитивная силлабика): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Москва, 1995. 45 с.

5. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. М.: ФЛИНТАНАУКА, 1998. – 197 с.

6. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, М.: Сов. энциклопедия, 1990.

7. Пономарева М.А. Слоговое своеобразие фонетики аффектов в американском диатопическом варианте английского языка: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Москва, 2013. 33 с.

8. Сокорева Т.В. Возрастная вариативность ритма как выделенности ударных слогов (на материале американского варианта английского языка) / Т. В. Сокорева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 1(661). С. 126-137.


Рецензия

Для цитирования:


Банков А.С. Гендерно обусловленные синтагматические особенности фразового ритма при неподготовленном чтении вслух (американский вариант английского языка). Филологические науки в МГИМО. 2022;8(2):8-17. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-2-31-8-17

For citation:


Bankov A.S. Gender specific syntagmatic peculiarities of phrasal rhythm in the course of extemporaneous reading aloud (American English). Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(2):8-17. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-2-31-8-17

Просмотров: 350


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)