Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Стратегия оценочной аргументации как средство лингвистического моделирования образа полиции в оппозиционных российских и американских газетах

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-52-63

Аннотация

Статья посвящена реализации стратегии оценочной аргументации в российском и американском массмедиальном дискурсе, направленной на лингвистическое моделирование образа полиции. Стратегия оценочной аргументации является одной из наиболее эффективных коммуникативных стратегий моделирования образа социального института, в рамках которой адресантом посредством апелляции к эмоциям адресата создаётся определённая модель, вербализованная в ценностных компонентах и способная оказывать речевое воздействие, формируя мнение и отношение адресата к тому тли иному объекту или явлению. Категория оценочности обладает наибольшим речевоздействующим потенциалом в связи с тем, что способна заменить в медиатексте логическую аргументацию, а оценки сами могут приобретать характер аргументов. Основными функциями правоохранительных органов во всём мире является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, то есть наивысших ценностей. В связи с этим наибольший интерес в изучении полиции как социального института представляет именно ценностная модель. Автором анализируются медиатексты, представленные в таких оппозиционных газетах, как «Новая газета», «Коммерсант», «The Washington Post» и «The New York Times» за период с 1 по 30 января 2021 года. В результате анализа аргументов и аргументативных актов, представленных в оппозиционных газетах и репрезентирующих информацию о деятельности российских и американских правоохранительных органов, автор приходит к выводу, что положительный образ социального института полиции в русскоязычных и англоязычных медиатекстах актуализируется в таких оценочных компонентах, как «мораль», «нравственность», «гуманность», «защита», «безопасность», «профессионализм» и «законность», а отрицательный образ вербализуется в компонентах «незаконность», «произвол», «жестокость», «непрофессионализм», «предвзятость» и «угроза».

Об авторе

В. Е. Нестерова
Уральский юридический институт МВД России
Россия

Нестерова Валерия Евгеньевна − старший преподаватель кафедры иностранных языков

620017, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66



Список литературы

1. Агапова Т.В. Информационная политика в системе мероприятий по формированию позитивного имиджа правоохранительных органов РФ: на материалах Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу: диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2011. 177 с.

2. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. Москва, 1987. С. 88-125.

3. Ван Дейк Т.А. Стратегии понимания связного текста / Т.А. Ван Дейк, В. Кинч //Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Москва: Прогресс, 1996. Вып 13. С. 153-211.

4. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика, 2006. № 2. С. 20-33.

5. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография. Москва: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.

6. Золотайко А.И. Метафорическое моделирование образа правоохранительных органов в неинституциональном полицейском интернет-дискурсе США и Великобритании: диссертация … кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2020. 246 с.

7. Ивин А.А. Ценность // Новый философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. С. 819-821.

8. Иссерс О.С. Люди говорят: дискурсивные практики нашего времени / О.С. Иссерс. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 275 с.

9. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учеб. пособие. Москва: Флинта; Наука, 2009. 224 с.

10. Каданцева Н.П. Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел в процессе профессионального образования в вузах МВД России: диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013. 190 с.

11. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 166-205.

12. Катынская М.В. Лингвистическое моделирование имиджа: Монография // Благовещенск: Издательство АмГУ, 2012. 168 с.

13. Кто такие «титушки», и почему их так называют на Украине? [Электронный ресурс]. – URL: https://aif.ru/euromaidan/uadontknows/1036542 (Дата доступа: 08.02.2022).

14. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: диссертация … кандидата филологических наук. Саратов, 2005. 325 с.

15. Передня Д.Г. Образ работников полиции в газетах и массовом сознании россиян // Социальные исследования. 2016. №2. С. 32-42.

16. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникаций: (От речей президента до переговоров с террористами). Москва: Центр, 1998. 349 с.

17. Руженцева Н.Б. Дискредитирующие тактики и приёмы в российском политическом дискурсе. Монография / Н.Б. Руженцева. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. с. 294.

18. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие: монография. Воронеж, 2001. 252 с.

19. Тищенко А.В. Имидж российской полиции как условие формирования институционального доверия граждан // Человек. Общество. Право, 2019. №2. С. 194-198.

20. Хидекель С.С. Оценочный компонент лексического значения слова / С.С. Хидекель, Г.Г. Кошель // Ин. яз. в школе. 1981. №4. С. 7-10.

21. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: Учеб. пособие. Москва: Флинта; Наука, 2006. 137 с.

22. Шакалов И.И. Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2012. №3(105). С. 64-70.

23. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. Волгоград: Перемена, 2000. 368 с.

24. Richard R.J. What Influences Overall Citizen Satisfaction with the Police, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.llrmi.com/articles/legal_update/2015_johnson_citizensatisfaction/ (Дата доступа: 22.08.2021).

25. Schultz J. Media Coverage of Law Enforcement and Effects of the Image Created // Dominican University of California, 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/215555071.pdf (Дата доступа: 22.08.2021).

26. Wayne W.L. The Media Representations of Police Image: Research Notes on the Hong Kong’s Occupy Movement // Sage Open Journal. - vol. 5, 3, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2158244015607935 (Дата доступа: 22.08.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Нестерова В.Е. Стратегия оценочной аргументации как средство лингвистического моделирования образа полиции в оппозиционных российских и американских газетах. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(4):52-63. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-52-63

For citation:


Nesterova V.E. The strategy of evaluative argumentation as a means of linguistic modeling of the police image in oppositional Russian and American newspapers. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(4):52-63. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-52-63

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)