Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ М. СПАРК)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-3-15-132-137

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению лингвистических особенностей категории художественного времени в тексте. Для литературных текстов XX века свойственно особое осмысление времени, сложное переплетение различных временных пластов, ломка хронологического ряда событий, вторжение в их последовательность, сдвиги в повествовании. Цель статьи – рассмотреть категорию художественного времени как сложную комплексную категорию и выявить особенности её реализации в психологическом жанре. Художественное время – это репрезентация реального времени в разном объёме, с разных точек зрения, это своеобразный аспект художественно изображённой действительности и в то же время конструктивный элемент текста. Ход времени в литературном произведении иной, чем в реальном времени, так как автор может выделять те события, которые с его точки зрения являются наиболее важными, ключевыми, и, наоборот, сжимать, компрессировать менее важные. Материалом исследования послужили тексты коротких рассказов английской писательницы Мьюриэл Спарк. В центре рассказов Мьюриэл Спарк изображается внутренний мир человека, который раскрывается с помощью временных перестановок, сдвигов, сжатия или расширения временных рамок. Разного рода временные отклонения, временные сдвиги, изображение в литературном тексте нарушений реального хода событий вызывают интерес учёных при рассмотрении временных отношений в тексте. Категория художественного времени в анализируемых рассказах исследовалась с помощью методов структурного и текстового анализа, который показал, что сюжетный и фабульный порядок событий не совпадают, что создаёт эффект тайны, загадки, которую читателю предстоит разгадать. Художественное время в исследуемых рассказах моделируется с помощью лексических средств, различных повторов, параллельных конструкций, стилистических приёмов. Главная роль в формировании категории художественного времени принадлежит композиции текста, а основными приёмами для выражения художественного времени в исследуемых текстах выступают ретроспекция и проспекция.

Об авторе

Н. Ю. Филистова
Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный университет»
Россия

628412, Сургут, пр. Ленина, 1

Филистова Наталья Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения

 



Список литературы

1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 105-113.

2. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472с.

3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

4. Рикёр П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ. М., СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.

5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 179-243.

6. Тураева З. Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. М.: Просвещение, 1986. 127 с.

7. Филистова Н. Ю. Структура и семантика детективного нарратива (на материале текстов английских и русских рассказов): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2007. 25с.

8. Spark M. Stories. Мoscow: Raduga Publishers, 2001. 192 p.


Рецензия

Для цитирования:


Филистова Н.Ю. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ М. СПАРК). Филологические науки в МГИМО. 2018;3(15):132-137. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-3-15-132-137

For citation:


Filistova N.Yu. LINGUISTIC PECULIARITIES OF THE CATEGORY OF TIME (ON THE BASIS OF PSYCHOLOGICAL STORIES BY M. SPARK). Linguistics & Polyglot Studies. 2018;3(15):132-137. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-3-15-132-137

Просмотров: 567


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)