Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА И РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-101-111

Полный текст:

Аннотация

В статье изучается роль когнитивного механизма концептуальной метафоры в формировании и развитии когнитивной компетенции студентов-международников на продвинутом этапе предметно-языкового обучения. В современном обществе знания стали основным ресурсом и источником развития, поэтому изучение человеческого разума, когнитивных механизмов человеческого мышления лежат в основе комплекса междисциплинарных компетенций ХХI века. В исследовании показано, что изучение иностранных языков в области профессиональной деятельности с позиций теории познания и когнитивной лингвистики, в частности, теории концептуальной метафоры, имеет потенциал для повышения эффективности обучения и намечает новые приёмы в лингводидактике. Концептуальная метафора рассматривается в статье как универсальный когнитивный инструмент, который получает внешнюю форму в языке и одновременно отражает лежащую в его основе концептуальную систему предметной области. Делается вывод о том, что разные виды работы с метафорой могут и должны стать адекватными учебно-методическими приёмами, использование которых обеспечивает развитие когнитивной компетенции в процессе профессиональной языковой подготовки студентовмеждународников.

Об авторе

T. В. Андрюхина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

119454, Москва, пр. Вернадского, 76

Андрюхина Татьяна Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка №4 Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России Российской Федерации (МГИМО). Сфера научных и профессиональных интересов: лингвистика текста, политический и профессиональный дискурс, когнитивная лингвистика, концептуальная метафора, методика преподавания иностранных языков, разработка учебных курсов и учебно-методических материалов по общему английскому языку и языку для специальных целей.



Список литературы

1. Английский язык для магистрантов-менеджеров: готовясь к будущему = English Course For Management Masters: Preparing for the Future : уровень С1 / [Т.В. Андрюхина и др.] ; под ред. Н.А. Зинкевич ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. англ. яз. № 4. М. : МГИМО-Университет, 2016. 418 с.

2. Андрюхина Т.В. Принимая новые вызовы: англоязычные коммуникативные компетенции = Embracing New Challenges: English Communicative Competencies : учебник. В 2 ч. Ч. 1 : уроки 1–4 : уровни В2–В2+ / Т.В. Андрюхина ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. англ. языка № 4. М.: МГИМО-Университет, 2017. 131, [1] с.

3. Андрюхина Т.В. К определению понятия метафорической компетенции / Т.В. Андрюхина // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму. Материалы второго международного научно-методического межвузовского семинара 18 ноября 2011 г. Сборник статей под ред. Е.В. Воевода. М.: МГИМО-Университет, 2012. C. 7-16.

4. Андрюхина Т.В. Обучение метафоре как прием реализации когнитивного компонента модели предметно-языкового интегрированного обучения / Т.В. Андрюхина // 25 лет внешней политике России: сб. материалов X Конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.). В 5 т. Т. 5: Социально-гуманитарные аспекты международных отношений. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. А.В. Мальгина ; [науч.ред.: А.В. Шестопал и др.]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Рос. ассоциация междунар. исследований (РАМИ). М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 9-29.

5. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: сб. статей. М.: Прогресс, 1990. С. 153–172.

6. Воронин А.Н., Кочкина О.М. Дискурсивные и лингвистические способности в структуре интеллекта человека / А.Н. Воронин, О.М. Кочкина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Том 5. №2. 2008. С.124-132.

7. Гилев А.А. Основные индикаторы когнитивных компетенций / А.А. Гилев // Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik-pp.samgtu.ru/uploads/series/1/40/416/2014-1-21-0007.pdf (Дата доступа: 6 октября 2017 г.).

8. Леденева С.Н. О психолингвистических аспектах понимания связного текста / С.Н. Леденева // Вопросы прикладной лингвистики. 2016. № 32(22). С. 75-85.

9. Образовательные стандарты высшего образования МГИМО МИД России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/2016/05/os-management-master.pdf (Дата доступа:18 октября 2017 г.). 10. Тарасов Е.Ф. Проблемы теории речевого общения / Е.Ф. Тарасов // Вопросы психолингвистики. 2010. № 2(12). С. 20-26.

10. Фаликман М.В. Когнитивная парадигма: есть ли в ней место психологии? / М.В. Фаликман // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 42. С. 3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psystudy.ru (Дата доступа: 07.11.2017).

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал “Эйдос”. 2002. Электронный рсурс. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (Дата доступа: 07.11.2017).

12. Шевчик А.П., Мусаев А. А. Общество знаний: парадигма когнитивного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. №6. С. 6-13. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kstu.kz/wp-content/uploads/docs/restricted/lib/periodic/Alma%20mater_2016_6_6.pdf (Дата доступа: 07.11.2017).

13. Beliaevskaya E.G., Levkovskaya N.A. The method of cognitive modeling in teaching English as a second language // The Magic of Innovation: New Techniques and Technologies in Teaching Foreign Languages. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. 2015. P. 257-274.

14. Cummins J. BICS and CALP: Empirical and Theoretical Status of the Distinction/ B. Street, N. Hornberger, (Eds.) // Encyclopedia of Language and Education, 2nd Edition. Vol. 2: Literacy. New York: Springer Science + Business Media LLC. 2008. P. 71-83.

15. Kövecses Zoltan. Where Metaphors Come From: Reconsidering Context in Metaphor. Oxford University Press, 2015. 232 p.

16. Doyle H. B. How to Thrive in the 21st Century Educating a new generation of global citizens prepared to create, collaborate, and navigate the world’s complexities // Usable Knowledge: Connecting Research to Practice/ Harvard Graduate School of Education. 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gse.harvard.edu/news/uk/16/11/how-thrive-21st-century (Дата доступа:18 октября 2017 г.).

17. Lakoff G., Mark J. Metaphors We Live By. University of Chicago Press, 2003. 191 p.

18. Lakoff G., Mark J. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and Its Challenge to Western Thought. Basic Books, 1999. 624 p.

19. Reimers F. M., Chung C. K. (Eds.) Teaching and Learning for the Twenty-First Century: Educational Goals, Policies, and Curricula from Six Nations. Harvard Education Press, 2016. 304 p.


Для цитирования:


Андрюхина T.В. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА И РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ. Филологические науки в МГИМО. 2018;2(14):101-111. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-101-111

For citation:


Andryukhina T.V. CONCEPTUAL METAPHOR AND EMPROVING STUDENTS’ COGNITIVE COMPETENCE. Philology at MGIMO. 2018;2(14):101-111. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-101-111

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)