Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

ГЕТЕРОТОПИЯ ЖИВОПИСНОГО ЭКФРАСИСА В РОМАНЕ ДИНЫ РУБИНОЙ «БЕЛАЯ ГОЛУБКА КОРДОВЫ»

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-120-126

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается один из романов трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» в контексте женской прозы конца XX – начала XXI веков. Своеобразие романа «Белая голубка Кордовы» как гендерномаркированной прозы раскрывается посредством исследования гетеротопии тела, приобретающей особую значимость в транслировании и осмыслении специфического женского опыта. В исследуемом романе формой гетеротопии тела является особое трансгрессивное пространство живописного экфрасиса, проблематизирующее мужской дискурс.

«Сюжет творчества», непосредственно связанный с демиургическим типом личности художника, становится способом реализации гендерной проблематики. Основой демиургизации выступает доминантная модель маскулинности, предполагающая господство властного дискурса. При этом властный дискурс утрачивает свой традиционный статус, становясь результатом травмы «расщеплённого тела» (Ж. Лакан).

Гетеротопии живописного экфрасиса характеризуется подвижной структурой, определяющей её двойную направленность. С одной стороны, гетеротопия воплощает собой фантазм «расщеплённого тела» (Ж. Лакан), овеществляющий демиургические претензии героев; а с другой, фиксируют преодоление властного дискурса, разрушая границу между героем и жизнью.

Об авторе

T. Н. Бреева
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Россия

420008, Казань, ул. Кремлёвская, 18

Бреева Татьяна Николаевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы КФУ (Россия, Казань). Сфера научных и профессиональных интересов: русская литература рубежа XX – XXI веков, гендерные исследования, национальный миф в литературе.



Список литературы

1. Арзямова О.В. Особенности организации несобственно-прямой речи в русской новейшей художественной прозе // Вест. Балтийск. гос. ун-та им. И. Канта. – Сер. Филология, педагогика, психология. 2011. № 8. С. 172 – 177.

2. Беззубова О.В. «Другие пространства» Мишеля Фуко: современные стратегии интерпретации // Вест. Гражданских инженеров. 2011. № 2(27). С. 199 – 204.

3. Зиятдинова Д. «Иаковский код» как способ репрезентации культурной модели еврейской национальной идентичности в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Известия УрФУ. Сер. 2: Гуманитар. науки. 2014. №4(133). С. 178 – 187.

4. Зуева Г.С. Живописный экфрасис как способ создания образа героя-художника в прозе Дины Рубиной: дис. … канд. филол. наук. Пенза, 2017. 174 с.

5. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / пер. с англ. А. Матвеева. М.: Худ. журнал, 2003. 320 с.

6. Максимова Н.В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Гуманитар. исслед. 2012. № 3(43). С. 133 – 136.

7. Рубина Д. Белая голубка Кордовы. М.: Эксмо, 2009. 544 с.

8. Феномен творческого кризиса: монография / [Т.А. Снигирева и др.]; под общ. ред. Т.А. Снигиревой и А.В. Подчиненова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 400 с.


Для цитирования:


Бреева T.Н. ГЕТЕРОТОПИЯ ЖИВОПИСНОГО ЭКФРАСИСА В РОМАНЕ ДИНЫ РУБИНОЙ «БЕЛАЯ ГОЛУБКА КОРДОВЫ». Филологические науки в МГИМО. 2018;2(14):120-126. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-120-126

For citation:


Breeva T.N. HETEROTOPY OF PAINTING EKFRASIS IN DINA RUBINA’S NOVEL «THE WHITE DOVE OF CORDOBA». Philology at MGIMO. 2018;2(14):120-126. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-120-126

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)