ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-70-79
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эксперимента, который был проведён на факультете политики и управления МГИМО и ставил целью исследование и оценку уровня общей гуманитарной культуры студентов бакалавриата. Признавая правомерность расширенной трактовки понятия, распространённой в современной научной литературе, авторы делают акцент на знаниевой составляющей общегуманитарной культуры, понимаемой как совокупность представлений о таких областях как история, география, литература и искусство. Интериоризованные знания подобного рода составляют тот культурный фон, который делает возможным любой диалог, в нашем случае, диалог «преподаватель – студент». Для достижения поставленных целей авторами исследования был создан тест, позволяющий оценить соответствие уровня общей гуманитарной культуры студентов 1 и 4 курсов ожиданиям преподавателей, продемонстрировав тем самым глубину разрыва между культурными знаниями представителей разных поколений. Полученные результаты наглядно показывают, что современные первокурсники оправдывают ожидания преподавателей вуза в области общегуманитарных знаний чуть более чем на 50% (средний балл по тесту 52,5%), что может в значительной степени усложнять процесс обучения. Качественный анализ результатов теста даёт возможность предположить, что современные студенты, «дети миллениума», живут в новой культурной парадигме, появление которой обусловлено глобальными изменениями в жизни социума. Оптимизация диалога «преподаватель – студент» требует от преподавателей осмысления самого факта несовпадения культурных кодов, отказа от стереотипов и систематической работы по восполнению пробелов в общекультурных знаниях студентов, что, как показывает эксперимент, может успешно реализоваться в рамках программы бакалавриата (относительный прирост знаний к 4 курсу составляет 25%). Сравнение результатов по двум возрастным группам тестируемых позволило сделать вывод о достаточно высокой эффективности лингвострановедческой составляющей курса французского языка.
Об авторах
Л. Н. МетельскаяРоссия
Метельская Людмила Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Н. В. Лосева
Россия
Лосева Наталья Владимировна – кандидат филологических наук, профессор кафедры французского языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., Политиздат, 1990. 413 с.
2. Григорьев А.А, Журавлев И.В., Журавлева Ю.В., Лаптева Е.В., Носс И.Н. Апробация теста общей осведомленности в России. //Психология. Журнал Высшей школы экономики. М., 2016. Т. 13. №4. С. 667–677.
3. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 446 с.
4. Каган М. С. Философия культуры. СПб., Петрополис, 1996. 416 с.
5. Кадочникова С.Г. Актуальные аспекты взаимодействия философии и литературы в ситуации смены культурных парадигм. // Вестник МГУКИ июль-август 4(36). 2010. С. 44-48.
6. Павлова Л.В. Критерии и уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе. Сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. С. 137- 144.
7. Benveniste Е. Problèmes de linguistique générale, Paris, Gallimard, 1966, 357 р.
8. Péloquin F. Culture générale: conceptions, attentes et pratiques pédagogiques de professeures et professeurs du collégial. Tèse de doctorat en éducation. Université du Quebec à Montréal. Montréal, 2011. 271p.
Рецензия
Для цитирования:
Метельская Л.Н., Лосева Н.В. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Филологические науки в МГИМО. 2019;17(1):70-79. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-70-79
For citation:
Metelskaya L.N., Loseva N.V. CASE STUDY: EXPERIMENTAL EVALUATION OF KNOWLEDGE COMPONENT OF UNIVERSITY STUDENTS HUMANITARIAN CULTURE. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;17(1):70-79. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-70-79