ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА НАМУС («ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО») ВО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ И ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ АВАРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-128-133
Аннотация
В культурном пространстве каждого народа формируются модели и правила поведения, осознаваемые как этнические. В аварской языковой картине мира отражается мировоззрение предков, отношение их к жизни и окружающим явлениям, которое формулируется в виде устойчивых выражений. Они отражают опыт, оценки, советы, значимые для повседневной жизни представителя той или иной культуры, а также делают речь более выразительной и весомой. В статье рассматриваются особенности реализации концепта «намус» («честь, достоинство») в аварской фразеологической и паремиологической картине мира. С опорой на сборник пословиц и поговорок аварского языка и на данные словарей были выявлены и описаны национально-культурные компоненты паремиологических образов, связанных с честью, достоинством. Анализируются паремии и фразеологизмы, применяемые для качественной характеристики человека. В результате исследований можно заключить, что одним из ключевых концептов аварской языковой картины мира является «намус» («честь»). Это подтверждает большая семантическая ёмкость и высокий деривационный потенциал лексем, репрезентирующих концепт «намус» (более 150 единиц). В составе фразеологических и паремиологических единиц аварского языка лексема «намус» («честь, достоинство») репрезентирует также семантику «долг», «героизм», «обязанность», «уважение», «человечность». Исследование позволило выявить актуализируемые в национальной культуре признаки концепта «намус», осознать национальную специфику его воплощения.
Ключевые слова
Об авторе
М. М. ХайбулаеваРоссия
Хайбулаева Мадина Магомедрасуловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанских языков
367003, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57
Список литературы
1. Ачмиз Д. А. Характеристика концепта «честь» в русской, адыгейской и английской лингвокультурах и его модальные аспекты», Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009, С.182-186.
2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., I985.
3. Dundes А. Interpreting folklore. Bloomington, I980.
4. Маллаева З.М. Этнолингвистический феномен Дагестана // Papers from the International Conference «Current Advances in Caucasian Studies». Macerata, Italy, 20I0. C.367–373.
5. Cаидов М. Аварско-русский словарь. М, I967.
6. Телия В.Н. Фактор культуры и воспроизводимость фразеологизмов «Язык и мир человека» // Cокровенные смыслы. Слово. Текст. Культура // Cборник статей в честь Н.Д. Арутюновой. М., 2004, С.674–684.
Рецензия
Для цитирования:
Хайбулаева М.М. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА НАМУС («ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО») ВО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ И ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ АВАРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА. Филологические науки в МГИМО. 2019;17(1):128-133. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-128-133
For citation:
Khaybulaeva M.M. CONCEPT “NAMUS” (“HONOR, DIGNITY”) IN PHRASEOLOGICAL AND PAREMIOLOGICAL UNITS OF THE AVAR LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD. Linguistics & Polyglot Studies. 2019;17(1):128-133. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2019-1-17-128-133