Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ПРОФЕССИИ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Аннотация

В статье анализируется возможность повышения эффективности курса иностранного языка на последнем курсе бакалавриата за счёт инновационного потенциала двух компонентов обучения языку профессии: содержательного и дидактического. Авторы рассматривают первый как сочетание лингвистического и деятельностного элементов; во втором выделяют методическую и технологическую составляющие. Проведённый авторами анализ и их опыт обучения английскому языку студентов четвёртого курса бакалавриата на факультете Международных отношений МГИМО позволили выявить инновационные резервы каждого компонента. В обучении собственно языку необходимо сместить акцент в сторону таких понятий, как регистр, речевой стиль, письменная и устная формы речи, коннотация лексических единиц; в деятельностной составляющей на этом этапе обучения особую роль должны играть совершенствование навыков критического и логического мышления и широкое использование профессионально значимых видов деятельности. Инновационные резервы дидактического компонента заложены в сочетании традиционных методов обучения, основанных на базовом учебнике, с методом проектов, так как последний позволяет максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной. Использование информационно-коммуникационных технологий (технологическая составляющая) при условии грамотной и своевременной программной и технической поддержки может стать эффективным способом организации взаимодействия между преподавателем и студентами во внеаудиторное время, в частности при работе над проектными заданиями. До сих пор нереализованный инновационный потенциал заложен также в междисциплинарном подходе, который состоит во включении обучения языку профессии в более широкий контекст профессиональной подготовки.

Об авторах

Е. Б. Ястребова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Ястребова Елена Борисовна – к. пед. н., профессор кафедры английского языка № 1

119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76



О. А. Кравцова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Кравцова Ольга Анатольевна – к. филол. н., доцент кафедры английского языка № 1

119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76

 



Список литературы

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: Концепция речеповеденческих тактик. М.: Госуд. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 1999. 84 с.

3. Графова, Л. Л. Внедрение ролевых и деловых игр в учебный процесс: Из опыта Вечернего факультета совершенствования дипломированных специалистов // Сборник научных трудов Московского гос. педагогического института иностранных языков им. М. Тореза. 1986. Вып. 280. С. 134-140 .

4. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевых сообщений (в условиях массовой коммуникации) / И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе и др.; Отв. ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев; АН СССР. Ин-т языкознания. М.: Наука, 1976. С. 48–57.

5. Залевская А. А. Понимание текста: психолингвистический подход: Учеб. пособие. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1988. 95 с.

6. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 160 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 12.10.2016).

8. Китайгородская Г. А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени? // Иностранные языки в школе. 2009. №2. С. 2-7.

9. Коряковцева Н.Ф. Актуальные вопросы профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: Мат-лы межвузовской научнопракт. конференции (Москва. 8 апреля 2016 г.). М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 514-522.

10. Кравцова О.А. Роль словообразовательных связей в процессе понимания текста (когнитивный аспект) // Когнитивные и коммуникативные аспекты английской лексики. Сборник науч. трудов МГЛУ. Вып. 357. М., 1990. С. 29-37.

11. Кравцова О.А., Новиков Д.Н. Современный учебник иностранного языка: от бумажного к электронному // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №6 (33). С. 62 – 66.

12. Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Английский язык для специальных и академических целей. Международные отношения и зарубежное регионоведение: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Уровень С1. М.: МГИМО-Университет, 2015. 214 с.

13. Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Английский язык для специальных и академических целей. Международные отношения и зарубежное регионоведение: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Уровень С1. М.: МГИМО-Университет, 2016. 231 с.

14. Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Иностранный язык для специальных целей: учебник и/или проекты? // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: Мат-лы межвузовской научно-практ. конференции (Москва. 8 апреля 2016 г.). М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 53-61.

15. Крячков Д.А., Ястребова Е.Б. Развитие языковой компетенции студентов-международников с помощью мультимедийных средств (на примере электронного пособия Д.Н. Новикова к «Курсу английского языка для студентов языковых вузов» Е.Б. Ястребовой, Л.Г. Владыкиной, М.В. Ермаковой) // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики делового общения в свете новых технологий образования: Материалы Международной науч.- практ. конф. (Москва, 3 февр. 2010 г.): в 3-х ч. М.: МГИМО (У) МИД России, 2010. Ч. 3 / под ред. Л. К. Раицкой, Е. В. Пономаренко. С. 68 – 77.

16. Курс английского языка для международников и регионоведов. Уровень – бакалавриат. Компетентностный подход. I курс: учеб. пособие. В 2-х частях / Е.Б. Ястребова, О.А. Кравцова, Д.А. Крячков, Л.Г. Владыкина / – М.: МГИМОУниверситет, 2009. Часть 1. 296 с. Часть 2. 266 с.

17. Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранному языку // Русский язык за рубежом. 1982. № 4. С.48-52.

18. Маринина Е.В. Лингвистические и лингвокультурологические аспекты преподавания языка для специальных целей // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: Мат-лы межвузовской научнопракт. конференции (Москва. 8 апреля 2016 г.). М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 97-104.

19. Миролюбов А.А. Грамматико-переводной метод / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2002. № 4. С. 26-29.

20. Новый большой англо-русский словарь / под ред. Ю.Д. Апресяна и Э.М. Медниковой. М: Русский язык, 1993-1994.

21. Паршин П.Б. Об оппозиции системоцентричности и антропоцентричности применительно к политической лингвистике [Электронный ресурс] // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии / Сборник статей междун. науч. конф. «Диалог», 2000. URL: http://www.dialog-21.ru/digest/2000/articles/parshin/ (дата обращения 12.10.2016).

22. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. Режим доступа: URL: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf (дата обращения 12.10.2016).

23. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: монография / С.К. Фоломкина. М.: Высшая школа, 1987. 206 с.

24. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В.П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. 124 с.

25. Ястребова Е.Б., Крячков Д.А. Инновации как форма устойчивого развития языкового образования в отдельно взятом вузе // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 6. С. 49-61.

26. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Острые вопросы языкового образования в вузах // ИЯШ. 2016. №2. С. 19-27.

27. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Обучение английскому языку на последнем курсе бакалавриата: синтез ESP & EAP // Английский для нефилологов. Проблемы ESP – 2016. Вып. 7. Воронеж: Истоки. 2016. С. 7-17.

28. Chazal de Edward. English for Academic Purposes. Oxford: OUP, 2014. 380 p.

29. Kravtsova O.A., Galiguzova A.V. Blended Learning: In Search of the Right Blend // The Magic of Innovation: New Techniques and Technologies in Teaching Foreign Languages/ ed. by Dmitry A. Kryachkov, Elena B. Yastrebova, Olga A. Kravtsova. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015. P. 67-83.

30. Leech G. H. Principles of Pragmatics. New York, London: Longman, 1983. 250 p.

31. Yastrebova E.B., Kryachkov D.A. From Bachelor’s to Master’s: Suggestions for Course and Material Design // The Magic of Innovation: New Techniques and Technologies in Teaching Foreign Languages/ ed. by Dmitry A. Kryachkov, Elena B. Yastrebova, Olga A. Kravtsova. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015. P. 237-254.


Рецензия

Для цитирования:


Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ПРОФЕССИИ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА). Филологические науки в МГИМО. 2017;(9):56-67.

For citation:


Yastrebova E.B., Kravtsova O.A. THE INNOVATIVE POTENTIAL OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR PROFESSIONAL PURPOSES. Linguistics & Polyglot Studies. 2017;(9):56-67. (In Russ.)

Просмотров: 565


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)
ISSN 2782-3717 (Online)