ЛЕГЕНДА ОБ АГАСФЕРЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII – XIX ВЕКОВ
Аннотация
Статья посвящена одному из так называемых «вечных образов» мировой литературы – Агасферу. Автор делает попытку определить место данного образа в ряду подобных – Прометея, Фауста, Каина, Дон Жуана и других; выявляет ту его особенность, которая обуславливает принципиально иной характер его интерпретации в различных литературных произведениях, а именно отсутствие привязки к фабуле, и следовательно – неограниченные возможности для построения сюжета.
В статье содержится обзор различных фольклорных и летописных источников образа Агасфера и делается вывод о том, что в литературу он пришёл из вышедшей в 1602 году немецкой народной книги. Автор показывает, что появление первых литературных интерпретаций образа в Германии в конце XVIII века является закономерным; выявляет их связь с движением «Буря и натиск» и проявившимся в этом движении разочарованием в идеях и идеалах Просвещения.
В статье предпринята попытка на примерах произведений И.В. Гёте, К.Ф.Д. Шубарта, Н. Ленау, Р. Гамерлинга проследить, как меняется трактовка образа Агасфера в зависимости от творческого метода, к которому можно отнести творчество названных писателей – просветительский классицизм, предромантизм, романтизм.
Об авторе
Е. Е. НаумоваРоссия
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Наумова Елена Евгеньевна – преподаватель кафедры международной журналистики Факультета международной журналистики. Сфера интересов – сравнительное литературоведение.
Список литературы
1. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе / Античность и современность / Под ред. М.Е. Грабарь- Пассек и др. М., Наука, 1972.
2. Адрианова В.П. К истории легенды о странствующем жиде в старинной русской литературе // Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук, 1915, т. ХХ, кн. 3.
3. Базинер О.Ф. Легенда об Агасфере или Вечном жиде и её поэтическое развитие во всемирной литературе // Варшавские университетские известия. Варшава, 1905. Кн. 3. С. 2.
4. Байрон Дж.Г.Н. Собр. соч. в 4-х т., т. 2, М., Худ. лит., 1981.
5. Берков П.Н. Вклад восточных славян в разработку так называемых мировых образов / Проблемы исторического развития литератур. Л.: Художественная литература, 1981.
6. Бернштейн И.А. Новая жизнь вековых образов // «Вопросы литературы», № 7, 1985.
7. Бурдина С. В. Поэмы А. Ахматовой: роль “вечных образов” культуры в формировании жанра // Диссертация на соискание ученой степени д-ра филол. наук : 10.01.01 Москва, 2003 388 с. РГБ ОД, 71:04-10/31
8. Веселовский А.Н. Легенды о Вечном Жиде и об императоре Траяне // Журнал министерства народного просвещения, 1880, № 7-8.
9. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М., Просвещение, 1985.
10. Гайдин Б.Н. Вечные образы как константы культуры // Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук / Гайдин Борис Николаевич. – Москва, 2009. – 194 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/vechnye-obrazy-kak-konstanty-kultury
11. Гамерлинг Р. Агасфер в Риме. М., 1887.
12. Гёте И.В. Собр. Соч. в 10 томах. Т. 3. М., Худ. лит., 1976.
13. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., Искусство, 1981.
14. Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе. – Л., Наука, 1982 (Исследование образа Фауста).
15. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., Наука, 1981.
16. Жирмунский В.М. К вопросу о классовом самоопределении Гёте. Автобиография Гёте в историческом освещении / Из истории западноевропейских литератур. Л., Наука, 1981.
17. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., Худ. лит., 1972.
18. История немецкой литературы. Т. 2. М., Издательство Академии наук СССР, 1963.
19. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979.
20. Коммиссарова О. В. “Вечные образы” в творчестве А. П. Чехова // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 2002.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/475-2
21. Ладыгин М.Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма. В кн.: Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., МГПИ им. В.И. Ленина, 1982.
22. Легенда об Агасфере – «Вечном Жиде». Поэмы Шубарта, Ленау и Беранже. Пг., 1919.
23. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., Искусство 1976.
24. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. т. 2. М.: Искусство, 1983.
25. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.I. –М., Советская энциклопедия, 1980.
26. Нусинов И.М. Вековые образы. М., Гослитиздат, 1937.
27. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений, т. 3. – Л.: Наука, 1978.
28. Сенькин С.Л. Покаяние Агасфера: афонские рассказы. М, Артос-Медиа, 2008.
29. Шелли П.Б. Полн. собр. соч. в переводе К.Д. Бальмонта. С.-Пб.: Знание, 1903.
30. Schmidt A. Dichtung und Dichter Österreich. B. I. Stuttgart (a.n.), s. 161.
Рецензия
Для цитирования:
Наумова Е.Е. ЛЕГЕНДА ОБ АГАСФЕРЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII – XIX ВЕКОВ. Филологические науки в МГИМО. 2017;4(12):109-119.
For citation:
Naumova E.E. LEGEND OF THE WANDERING JEW AND ITS INTERPRETATION IN THE GERMAN-LANGUAGE LITERATURE OF THE XVIII - XIX CENTURIES. Linguistics & Polyglot Studies. 2017;4(12):109-119. (In Russ.)