Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

ЯЗЫК В БИО-СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ГРАММАТИЧЕСКИЙ «УРОВНИ»

Полный текст:

Аннотация

Вопрос о том, как «порождаются» слова и словосочетания на уровне речи и каков их семиотический статус как лексико-грамматических единиц языка, волнует не одно поколение лингвистов. В данной статье предлагается взглянуть на эту проблему с позиции био-социокультурного подхода к языку как области когнитивных (биологических и социальных) взаимодействий человека с окружающей средой. Предполагается, что изучение лексической составляющей языка должно различаться в зависимости от того, рассматриваются ли слова в устном взаимодействии (речь первого порядка) или в текстовом формате (язык второго порядка). Значение слова ни субъективно (принадлежит только читателю), ни объективно (содержится только в тексте); оно выводится воспринимающим сознанием каждый раз на основе взаимодействия с графическим знаком, являющимся аффордансом для генерирования определённого контекстуального смысла (здесь и сейчас). Относительно грамматического уровня утверждается, что умение порождать синтаксические конструкции является биологической способностью человеческого организма актуализировать потенциальные когнитивные ресурсы – запас необходимых знаний, накопленный в результате рекурсивных (и рекуррентных) сопряжений с языковой средой и обеспечивающий ощущение уверенности в успешном выполнении адаптивных действий в каждой новой ситуации изменения этой среды.

Об авторах

А. С. Дружинин
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

119454, Москва, пр. Вернадского, 76

Дружинин Андрей Сергеевич – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка № 1 МГИМО



О. А. Карамалак
Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
Россия

115184, Москва, Большая Ордынка 47/7, с. 2

Карамалак Ольга Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков департамента иностранных языков. Сфера научных и профессиональных интересов: когнитивная лингвистика, семантика, лексические прототипы, многозначность



Список литературы

1. Архипов И. К. Взаимодействие речевого поведения и системы языка: как возникает язык на уровне речи // Когнитивные исследования языка, 2012. № 12. С. 489-500.

2. Архипов И. К. Имплицитные и эксплицитные значения, или парадокс обыденного сознания // Studia Linguistica (Санкт-Петербург), 2013. № XXII. С. 5 −10.

3. Бехтерева Н. П. О мозге человека. Размышления о главном. СПб.: Нотабене, 1994. 244 с.

4. Бурлак С. А. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М.: Астрель, Corpus, 2011. 464 c.

5. Верхотурова Т. Л. Фактор наблюдателя в языке науки (монография). Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2008. 290 с.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1934. 318 с.

7. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса. К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. 336 с.

8. Кравченко А. В. От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2013. 388 с.

9. Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания. Иркутск: Издательство БГУЭП, 2008. 320 с.

10. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Перевод с анг. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.

11. Мельничук А. С. Методологические поиски в современных подходах к исследованию языка // Методологические основы новых направлений в мировом языкознании. Киев, 1992. С. 3 – 15.

12. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Пер. с франц. яз. под ред. А. А. Холодовича; Ред. М. А. Оборина; Предисл. проф. Н. С. Чемоданова. М.: Прогресс, 1977. 696 с.

13. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. 335 с.

14. Cowley S. J. Taking a language stance // Ecological Psychology, 2011. Vol. 23. ISS 3. P. 5-25.

15. Frisina W. G. Th Unity of Knowledge and Action: Toward a nonrepresentational theory of knowledge. NY: SUNY Press, 2002. 280 pp.

16. Gibson J. Th Ecological Approach to Visual Perception. Boston: Houghton-Miffi 1979. 332 p.

17. Jakendof R. Semantics and cognition. MIT Press, 1983. 283 p.

18. Linell P. Dialogical Language, Dialogical Minds, Dialogical Brains // Language Sciences. Cambridge: Elsevier, 2007. № 27. Р. 605–620.

19. Linell P. On the Nature of Language: Formal Written Language-Biased Linguistics vs. Dialogical Language Sciences / Cognitive Dynamics in Linguistic Interactions ed. by A. V. Kravchenko. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2012. P. 107-124.

20. Love N. Cognition and the Language Myth // Language Sciences. – Cambridge, UK: Elsevier, 2004. № 26. Р. 525-544.

21. Maturana H. R. Biology of language: Th epistemology of reality // Psychology and Biology of Language and Thught: Essays in Honor of Eric Lenneberg by Miller, George A. and Elizabeth Lenneberg (eds.). New York: Academic Press, 1978. P. 27-63.

22. Maturana H. R. Reality: Th search for objectivity or the quest for a compelling argument // Th Irish Journal of Psychology. Dublin, 1988. Vol. 9 (1). – P. 25-82.

23. Reeke G.N., Edelman G.M. Real brains and artifiial intelligence // Daedalus, 1988. No. 117. P. 143–174.

24. Sinha C. Grounding, mapping, and acts of meaning. In Th Janssen and G. Redeker (eds.). Cognitive Linguistics: Foundations, scope, and methodology. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 1999. P. 223 – 255.

25. Thbault Paul J. First-Order Languaging Dynamics and Second-Order Language: Th Distributed Language View // Ecological Psychology, 2011. 23:3. P. 210-245.

26. Zlatev J. Meaning = Life (+ Culture): An outline of a unifid biocultural theory of meaning // Evolution of Communication, 2003. No 4 (2). P. 1–37.


Для цитирования:


Дружинин А.С., Карамалак О.А. ЯЗЫК В БИО-СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ГРАММАТИЧЕСКИЙ «УРОВНИ». Филологические науки в МГИМО. 2017;4(12):5-14.

For citation:


Druzhinin A.S., Karamalak O.A. LANGUAGE IN BIO-SOCIO-CULTURAL CONCEPTION: LEXICAL AND GRAMMAR “LEVELS”. Philology at MGIMO. 2017;4(12):5-14. (In Russ.) (In Russ.)

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)