Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Взаимосвязь перфекционизма и успешности изучения иностранных языков

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-4-24-112-124

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросу о взаимосвязи между перфекционизмом в академической среде и изучением иностранного языка. После определения основных понятий (трёхмерная модель перфекционизма, её составляющие, многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта) кратко представлены результаты актуальных смежных исследований, проведённых за рубежом и в России. Литературный обзор позволил выявить лакуны, требующие внимания, и сформулировать исследовательский вопрос: Связаны ли изучаемый иностранный язык и уровень владения им (по общеевропейской шкале) со степенью выраженности перфекционизма и его составляющих? В поисках ответа на этот вопрос было проведено эмпирическое исследование (объём выборки 213 человек). С использованием объективных статистических методов было выявлено, что статистически значимых различий между студентами, изучающими разные языки и владеющими ими на разных уровнях, в целом нет. Однако по силе эффекта обращают на себя внимание отличия в степени перфекционизма между уровнем А2 и соседними уровнями. По отдельным составляющим перфекционизма наиболее сильно отличаются уровни элементарного владения (А1 и А2) от других уровней. Представленные результаты могут быть полезны как преподавателям иностранных языков, так и учёным, занимающимся вопросами успешности изучения языков и факторов, оказывающих влияние на этот процесс.

Об авторе

О. Ю. Савина
Тюменский государственный университет
Россия

Савина Ольга Юрьевна – доцент кафедры немецкой филологии ТюмГУ, кандидат филологических наук

625003, Тюмень, ул. Володарского, 6



Список литературы

1. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 73-81.

2. Грачева И.И. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта [Электронный ресурс]. – URL: https://sites.google.com/site/test300m/msp (дата доступа 29.06.2019).

3. Золотарева А.А. Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик // Культурно-историческая психология. 2018. № 1. С. 107-115.

4. Карловская Н.Н. Взаимосвязь переживания счастья и перфекционизма у студентов с разным уровнем академической успеваемости / Н.Н. Карловская, А.С. Сысоева // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 2. С. 4-14.

5. Киселева Л.Б. Уровень перфекционизма у студентов с различной успеваемостью по английскому языку // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). С. 427-441.

6. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта [Электронный ресурс]. – URL: https://psylab.info/Многомерная_шкала_перфекционизма_Хьюитта-Флетта (дата доступа 23.06.2019).

7. Наследов А.Д. Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов / А.Д. Наследов, Л.Б. Киселева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 44-64.

8. Пермякова Т.М. Систематизация отечественных исследований и кросс-культурные перспективы изучения перфекционизма / Т.М. Пермякова, М.С. Шевелева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. № 2 (22). С. 65-73.

9. Ясная В.А. Современные модели перфекционизма / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Психологические исследования. 2013. № 6 (29). [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/826-yasnaya29.html (дата доступа 23.06.2020).

10. Farag I. Perfectionism and English Learners’Self-efficacy // ECPS – Educational Cultural and Psychological Studies. 2020. No. 21. P. 87-109.

11. Hattie J. Visible learning for teachers / J. Hattie. London, New York: Routledge, 2012. 269 p.

12. Larson-Hall J. Reporting and interpreting quantitative research findings: What gets reported and recommendations for the field / J. Larson-Hall, L. Plonsky // Language Learning. 2015. No. 65. P. 127-159.

13. Mahasneh A.M. The level of Multidimensional Perfectionism and Motivational Orientation among Undergraduate Students / A.M. Mahasneh, A.F. Alwan, T.M. Al-Rawwad // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. No. 2. P. 94-114.

14. Maintaining the self? Exploring the connections between students’ perfectionistic profiles, self-worth contingency, and achievement goal orientations / Je. Ståhlberg, H. Tuominen, A.-T. Pulkka, et al. // Personality and Individual Differences. 2019. No. 151. P. 1-11.

15. Perfectionism as a Predictor of Anxiety in Foreign Language Classrooms among Russian College Students / K. Wang, T. Permyakova, M. Sheveleva, et al. // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. 2018. No. 18. P. 127-146.

16. Positive and negative perfectionism / L.A. Terry-Short, R.G. Owens, P.D. Slade, et al. // Personality and Individual Differences. 1995. No. 5. P. 663 668.

17. Rice K.G. The short form of the revised almost perfect scale / K.G. Rice, C.M.E. Richardson, S. Tueller // Journal of personality assessment. 2014. No. 3. P. 368-379.

18. The Multidimensional Perfectionism Scale: Reliability, Validity, and Psychometric Properties in Psychiatric Samples / P.L. Hewitt, G.L. Flett, W. Turnbull-Donovan, et al. // Psychological Assessment: A Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1991. Vol. 3, No. 3. P. 464-468.

19. The Relationship between Perfectionism and Academic Achievement, Depression and Anxiety / H. Roohafza, H. Afshar, M. Sadeghi, et al. // Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 4, No. 2. P. 31-36.

20. Wang K.T. Assessing perfectionism in Russia: Classifying perfectionists with the Short Almost Perfect Scale / K.T. Wang, T.M. Permyakova, M.S. Sheveleva // Personality and Individual Differences. 2016. No. 92. P. 174-179.


Для цитирования:


Савина О.Ю. Взаимосвязь перфекционизма и успешности изучения иностранных языков. Филологические науки в МГИМО. 2020;6(4):112-124. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-4-24-112-124

For citation:


Savina O.Yu. Interconnection of perfection and success in learning foreign languages. Philology at MGIMO. 2020;6(4):112-124. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-4-24-112-124

Просмотров: 171


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)