Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Модель имиджа в немецком языке: опыт дефиниционного анализа

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-83-90

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается семантическая структура понятия ИМИДЖ в немецком языке на основе результатов дефиниционного анализа лексемы „Image“. Уточняется процедура проведения дефиниционного анализа, при котором были выделены когнитивные интегральные элементы для объективации значения понятия ИМИДЖ. Приводится классификация всех выявленных сем в соответствии с деятельностным подходом и выделяются доминанты идеализированной когнитивной модели ИМИДЖ: СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ, МОТИВЫ, РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ СТОРОНА, ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА. Определяется структура идеализированной когнитивной модели ИМИДЖ, единицы которой были выявлены на трёх этапах дефиниционного анализа. Доказывается, что идеализированное представление связано с набором положительных характеристик отдельной личности или группы людей в глазах окружающих, в то время как для уничижения оппонента используются нападки на терминалы, входящие в слоты когнитивной модели, с целью дискредитации политического оппонента или указания на негативные последствия политики «чужих». Автор приходит к выводу, что оратор целенаправленно пытается представить своих политических оппонентов как несоответствующих идеализированной когнитивной модели ИМИДЖ, дискредитируя их позитивный образ в глазах окружающих.

Об авторе

О. В. Принципалова
Московский государственный институт международных отношений МИД России
Россия

 Принципалова Ольга Вячеславовна - старший преподаватель кафедры немецкого языка 

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Абдиева Г.М. Концепт «ИМИДЖ» в современной лингвокультуре / Г.М. Абдиева, Д. Шайбакова. Мир науки, культуры, образования. 2020. №1 (80). С. 317-320.

2. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. Пособие. М.: Высшая школа, 1991. 140 с.

3. Глушак В.М. Имидженарушающее поведение в высокоэмоциональной интеракции // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 560. С. 78-87.

4. Глушак В.М. Языковое моделирование образцов речевого поведения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. №7 (51). С. 35-42.

5. Депелян Р.А. Имидж политических партий // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 10. С. 161-165.

6. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живём / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

7. Моисеев М.В. Применение дефиниционного анализа в лингвокультурологическом исследовании // Вестник Омского государственного университета. Омск: Изд-во ОмГУ. 2010. № 3. С. 142-148.

8. Никитина Л. Б. Семантический потенциал термина «ИМИДЖ» в современном русском языке / Л. Б. Никитина, Е.В. Гейко. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №4 (25). С. 80-84.

9. Радищева В.О. Анализ понятийного концепта «IMAGE» на материале немецкого языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №7-3 (73). С. 169-171

10. Тамерьян Т. Ю. Имиджевая структура концепта KANZLERIN ANGELA MERKEL по данным немецких СМИ / Т. Ю. Тамерьян, В. А. Цаголова. Политическая лингвистика. 2018. №3. С. 69-75.

11. Цветкова Е.А. Культурологическая концепция имиджа // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016. №. 1. С. 91-97.

12. Burkhardt R. Reputation Management in Small and Medium-sized Enterprises. Analysis and evaluation of the use of Reputation Management: A survey of Small and Medium-sized Enterprises in Germany. Hamburg: Diplomica Verlag, 2008. 122 S.

13. DWDS. Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dwds.de/ (дата доступа 12.08.2020)

14. Duden. Das große Wörterbuch der deutschen Sprache [Электронный ресурс]. – URL: https://www.duden.de/woerterbuch (дата доступа 09.08.2020)

15. Lakoff G. Women, fire, and dangerous things: What categories reveal about the mind. Chicago: University of Chicago Press, 1990. 614 р.

16. Langenscheidt Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache. Berlin, München, Wien, Zürich, New York: Langenscheidt, 2010. 1513 S.

17. PONS Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache: Das neue Wörterbuch für Alltag, Unterricht, Studium und Beruf. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2004. 1700 S.

18. Wahrig G. Deutsches Wörterbuch. Mit einem «Lexikon der deutschen Sprachlehre». Gütersloh, München: Bertelsmann Lexikon Institut, 2006. 1728 S.


Для цитирования:


Принципалова О.В. Модель имиджа в немецком языке: опыт дефиниционного анализа. Филологические науки в МГИМО. 2021;7(1):83-90. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-83-90

For citation:


Printsipalova O.V. Image as a Model in the German Language: Practices of Definitional Analyses. Philology at MGIMO. 2021;7(1):83-90. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-1-25-83-90

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)