Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-3-15-78-84

Полный текст:

Аннотация

Инновационные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла предполагают внесение в процесс обучения новизны, обусловленной как спецификой современного образования, так и потребностями сегодняшнего дня, потенциальными возможностями самих обучающихся. Критический взгляд в восприятии окружающего мира и стремление организовать вокруг себя наилучшим образом профессиональную и культурную среду подразумевают постоянную настроенность обучающегося на поиск нового знания, на полноценную реализацию собственных интеллектуальных способностей. Широкое использование интерактивных форм, методов и технологий обучения, предусматривающих совместную творческую деятельность преподавателя и студентов, предполагает внесение каждым своего собственного индивидуального вклада в процесс образования. Важным в обучении становится выработка навыков поиска и получения нужной информации, её структурирования и самостоятельного применения. Знания, добытые в процессе деятельностного обучения, переходят в собственность обучаемого и дают ему возможность эффективнее включаться в практику профессиональной деятельности. В качестве приоритетных задач в преподавании дисциплин филологического цикла рассматриваются задачи формирования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций. Содержательным ядром такого обучения являются межличностная, межкультурная и межнациональная коммуникации. И если исходить из того, что глобальный мир есть текст, то задача дисциплин филологического цикла − научить читать и интерпретировать разного рода тексты, чтобы в доступных и внятных формулировках донести до мирового сообщества свои представления о мире и человеке, о гуманистических ценностях и приоритетах.

Об авторах

M. М. Полехина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

143007, Одинцово, Ново-Спортивная, 3

Полехина Майя Мударрисовна – доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и переводоведения МГИМО (Одинцовский филиал). Сфера научных и профессиональных интересов: история русской литературы, мифопоэтика, концептология, герменевтика, методология научного исследования, филологический анализ текста, риторика, культура речи, деловое общение, русский язык как иностранный и методика его преподавания.



С. Ю. Камышева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

117218, Москва, Кржижановского, д. 24/35, корп. 1

Камышева Светлана Юрьевна – кандидат филологических наук, доц. кафедры русского языка Института русского языка МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, Москва). Сфера научных и профессиональных интересов: языковая политика в области образования, риторика, русский язык как иностранный и методика его преподавания.



Список литературы

1. Богатырева М.А. Профессиональная языковая подготовка в высшей школе в контексте социообразовательных реформ. М.: Флинта: Наука, 2015. 104 с.

2. Брызгалина Е.В., Прохода В.А. О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. № 6. С. 45-60.

3. Иванова И.Л., Оганезова А.С. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе // Вестник Белгородского юридического института МВД России. Белгород, 2014. № 2. С. 51-53.

4. Камышева С.Ю. Профессиональные компетенции преподавателя РКИ XXI века // Русский язык в мировом контексте и международных организациях: Материалы международного форума. Рим, ФАО ООН. М.: Форум, 2016. С. 129 – 136.

5. Костюкович Елена «Русский филолог на rendez-vous». [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.people.su/youtube_video-russkij-filolog-na-rendez-vous. (Дата доступа 17 января 2018 г.).

6. Лешутина И.А. Современные образовательные технологии в условиях профильного обучения РКИ // Русский язык за рубежом. М.: Гос. ин-т русского языка имени А.С. Пушкина, 2017. № 4. С. 64 – 73.

7. Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного: Опыт системно-функционального анализа. М., 1998. 319 с.

8. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. М.: Флинта, 2012. 320 с.

9. Полехина М.М. Опыт преподавания филологических дисциплин в аспекте новых образовательных технологий (Тезисы). II Международный форум по педагогическому образованию. Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию. Казань, Казанский федеральный университет, 19-21 мая. 2016. Казань: Куранты, 2016. C. 305 – 306.

10. Polekhina M.M. The Experience of Teaching Philology in the Context of New Educational Technologies: the Value Approaches to the Study of Literary Texts // The European Proceedings of Social. Behavioural Sciences EpSBS e-ISSN: 2357-1330. Volume XII, Pages 1- 451 (July 2016). Edited by: Prof. Dr. Roza Valeeva, Kazan Federal University, Russia Articles: 1-70. Conference: IFTE 2016 - 2nd International Forum on Teacher Education Dates: 19-21 May 2016. Location: Kazan Federal University, Russia. P. 357-363. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2016VolumeXII (Дата доступа 17 февраля 2018 г.).

11. Путин В.В. в Российском литературном собрании, в Российском университете дружбы народов. Полная запись Встречи 21.11.13 г. литературного сообщества с Путиным. [Электронный ресурс] - Режим доступа: : www.youtube.com. (Дата доступа 12 февраля 2018 г.).

12. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70379634 (Дата доступа 17 февраля 2018 г.).

13. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

14. Шелдон Поллак. Филология будущего? Судьба мягкой науки в жестком мире // Новое литературное обозрение. 2011. №110. Pollock S. Future Philology? The Fate of a Soft Science in a Hard World. Оригинальная публикация в: Critical Inquiry 35. Summer 2009. P. 931-961.

15. Epstein Mikhail. The Transformative Humanities: A Manifesto. New York - London: Bloomsbury Academic, 2012. 318 p.

16. Walker A., White G. Technology enhanced language learning: Connecting theory and practice. Oxford, 2013. 249 p.


Для цитирования:


Полехина M.М., Камышева С.Ю. ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. Филологические науки в МГИМО. 2018;3(15):78-84. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-3-15-78-84

For citation:


Polekhina M.M., Kamysheva S.Yu. TEACHING PHILOLOGICAL DISCIPLINES: INNOVATIVE APPROACHES AND VALUE PRIORITIES. Philology at MGIMO. 2018;3(15):78-84. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-3-15-78-84

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)