Индивидуальные и психологические различия при усвоении русского как второго иностранного языка
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-152-163
Аннотация
В современном мире иностранные языки обрели особое значение, и их изучение считается одним из фундаментальных и ключевых условий успеха межкультурной и межязыковой коммуникации, а также инструментом формирования языковой идентичности. По этой причине в последние несколько десятилетий в педагогической психологии проводятся специальные исследования с целью найти эффективные нелингвистические пути усвоения второго языка. Согласно современным подходам, индивидуальные психологические характеристики оказывают большое влияние на процесс усвоения иностранных языков, поэтому в настоящей статье предпринята попытка показать взаимосвязь психологических аспектов и образовательных методов. В числе важнейших факторов можно указать мотивацию, пол, стиль обучения, социальные факторы, заинтересованность в изучении второго языка, уровень языковых и интеллектуальных способностей, наличие языкового барьера, когнитивный стиль обучающегося, соотношение языкового материала и речи при обучении, уровень развития вербальной памяти и формирование способности понимать сложные коммуникативные связи. В этом процессе необходимо уделять внимание существенным факторам, которые находятся за пределами лингвистики. Учащиеся с приобретёнными ими за годы знаниями обращаются к разным стилям обучения. Важно проявлять уважение к их стилям обучения. Необходимо, чтобы преподаватель составлял свою учебную программу таким образом, чтобы разные студенты с разными стилями обучения могли ей следовать. Когда деятельность представляется студенту осмысленной, его мотивация к обучению также возрастает. Представляется, что знакомство с психологией необходимо для всех преподавателей. Понимание того, какие процессы происходят в памяти учащегося во время изучения иностранного языка, а также того, какое негативное воздействие на него может иметь подача большого объёма учебных материалов в короткий промежуток времени, имеют большое значение. Понимание этого может оказать существенное положительное влияние на преподавателей иностранного языка при подготовке образовательных программ для их правильной подачи, что принесёт большую пользу и положительный эффект на занятиях.
Об авторах
С. А. КосарИран
Салими Абдолмалеки Косар – кандидат филологических наук, ассистент профессора, преподаватель кафедры иностранных языков
9453155111, Хорасан Шомали, Боджнорд
Э. Масуме
Иран
Эслами Масуме – кандидат психологических наук, ассистент профессора, преподаватель кафедры психологии
9453155111, Хорасан Шомали, Боджнорд
Список литературы
1. Артеменко О.А. Психологические основы персонификации построения индивидуальной траектории изучения иностранных языков // Казанский педагогический журнал. 2015. №5. С.317-321.
2. Буслеева Е.Е. Использование мотивационных стратегий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник ВГАВТ. 2015. №43. С.160-164.
3. Васильева А.А. Диагностирование ведущего канала восприятия информации у студентов аграрного вуза в процессе обучения немецкому языку // А.А. Васильева, И.Н. Потапова. Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №5(6). [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN518.pdf (дата доступа 28.02.2022).
4. Дробышева Н.Н. Применение стилей обучения языку специальности с учётом психологического типа обучаемых // Проблемы современного образования. 2020. №2. С.38-46.
5. Жданович О.А. Учёт когнитивных стилей учащихся при обучении русскому языку как иностранному онлайн (по данным эксперимента) // Вестник Костромского государственного университета. 2021. №1. С.197-204.
6. Потапова И.Н. Об участии студентов аграрного университета в акции “Totales Diktat” // Теория и практика современной науки. 2017. №3. С.1113-1116.
7. Чибисова Е.Ю. Обучение иностранному языку с учётом модальностей восприятия студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-s-uchetom-modalnostey-vospriyatiya-studentov/viewer (последний доступ 28.02.2022).
8. Черемошкина Л.В. Психология памяти / Л. В. Черемошкина. М.: Академия, 2002. 368 с.
9. Чистяков А.В. Стили обучения и повышение эффективности учебной деятельности // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2021. №3(840). С.177-188.
10. Baddeley A. La mémoire humaine: théorie et pratique / А. Baddeley, H. Solange. Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 1993. 547 с.
11. Dizaj G. Psychology of language / G. Dizaj, F. Mahmudi. Tehran: Jahan. 2012.
12. Gaonach D. La mémoire dans l'apprentissage des langues vivantes: fonctionnement, acquisition, utilisation // langues modernes. 1995. №2. Pp. 9-24.
13. Gross R. Psychology: The Science of Mind and Behaviour / R. Gross. L.: Hodder Education. 2010. 901 p.
14. Jamieson J. The Cognitive Styles of Reflection/impulsivity and field Independence/dependence and ESL Success // The Modern Language Journal. 1992. №76. Pp. 491-501.
15. Lieury A. La Memoire: resultats et theories / A. Lieury. P.: Mardaga, 1992. 268 с.
16. Moursund D. Introduction to problem solving in the information age / D. Moursund. Oregon: university of Oregon, 2007. 99 p.
17. Noels A. Intrinsic, Extrinsic and Integrative orientations of French Canadian learners of English // A. Noels, R. Clement, L. Pelletier. The Canadian modern language review. 2001. №57 (3). Pp. 424-441.
18. Oram P. Learning styles and strategies, SLAT 6805 / P. Oram, M. Harrington. L.: Oxford, 2002.
19. Rieben L. quelles conditions la notion de style d'apprentissage peut elle devenir heuristique pour le champ de l’éducation? // Éducation et francophonie. 2000. №1(28). Pp. 136-147.
20. Trocme-Faber H. J'apprends, donc je suis. P.: Les Editions d’Organisation, 1994. 291 p.
Рецензия
Для цитирования:
Косар С.А., Масуме Э. Индивидуальные и психологические различия при усвоении русского как второго иностранного языка. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(4):152-163. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-152-163
For citation:
Kosar M.A., Masume E. Individual and psychological differences in learning Russian as a second language. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(4):152-163. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-152-163