Речевые жанры социальной сети Инстаграм в испаноязычном сегменте
https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-189-203
Аннотация
Целью настоящей статьи является проведение анализа основных особенностей речевых жанров испаноязычного контента Инстаграм – социальной сети и приложения по обмену фото и видеоматериалов. Тема работы представляется актуальной в свете того, что в настоящее время в испаноговорящих странах регистрируется огромное количество подписчиков Инстаграм, которое зачастую значительно превышает число пользователей любой другой социальной платформы. Инстаграм является особым типом цифровой коммуникации, который имеет определённые речевые жанры. Дискурс Инстаграм представляет собой гипертекст, то есть такую структуру, в которую включены ссылки на другие тексты. Базовый жанр Инстаграм – это пост, который содержит фото или видео, сопровождаемые коротким текстовым сообщением. Пост, в свою очередь, может быть представлен различными субжанрами в зависимости от коммуникативной цели автора: самопрезентация, новости, благодарность, поздравление, совет, просьба, приглашение, призыв, некролог, рекламное объявление, шутка и т.д. Отдельным жанром Инстаграм, обладающим особыми целями и функциями, являются так называемые «сториз», которые представляют собой аудиовизуальный контент, имеющий ограниченный срок существования в отличие от обычного поста. В статье выделяются такие особенности речевых жанров Инстаграм, как интерактивность, поликодовый характер сообщений (коммуникация происходит на разных уровнях – вербальном и визуальном), использование хэштегов и наличие комментариев. Цифровой комментарий сам по себе является речевым жанром: он отличается неформальным характером, краткостью и эмоциональностью, типичными для устного общения. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что границы речевых жанров Инстаграм размыты, жанры тесно взаимосвязаны, зачастую происходит их смешение, они видоизменяются по причине постоянного обновления самой цифровой платформы. Источником иллюстративного материала данной статьи послужил контент профилей испаноязычных пользователей Инстаграм, как частных лиц, так и организаций.
Ключевые слова
Об авторах
Е. С. СыщиковаРоссия
Сыщикова Екатерина Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры испанского языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Е. А. Савчук
Россия
Савчук Елена Александровна − кандидат педагогических наук, доцент ВАК, доцент кафедры испанского языка
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Горошко Е.И. К построению типологии жанров социальных медий / T.И. Горошко, Т.Л. Полякова // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 119–127.
2. Горошко Е.И. Инстаграм как жанр 2.0 (на примере политической коммуникации) / Е.И. Горошко, Т.Л. Полякова // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 300–313.
3. Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49–55.
4. Карпоян С. М. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (54): в 4-х ч. Ч. III. C. 84–88.
5. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 256 с.
6. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации: монография / Л. Ю. Щипицина. Архангельск: Помор. ун-т, 2009. 238 с.
7. Щурина Ю. В. Хэштег как составляющая дискурсивной практики в сети Интернет // Язык в различных сферах коммуникации: материалы II Междунар. науч. конф. Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. С. 149–154.
8. Adame A. Todo lo que siempre quisiste saber acerca de las Instagram Stories [recurso electrónico] – URL: https://blog.hootsuite.com/es/instagram-stories/ (fecha de acceso 07.06.22).
9. Aguirre J.L. Introducción al Análisis de Redes Sociales [recurso electrónico] – URL: https://www.ciepp.org.ar/images/ciepp/docstrabajo/doc%2082.pdf (fecha de acceso 22.01.22).
10. Ayala Pérez T., Soto Salgado G. Géneros discursivos digitales: fanfiction y tuiteratura [recurso electrónico] – URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=7524029 (fecha de acceso 25.06.22).
11. Cervera Rodríguez Á. La irrupción del coloquialismo en Internet y las nuevas tecnologías [recurso electrónico] – URL: https://cvc.cervantes.es/obref/congresos/valladolid/ponencias/nuevas_fronteras_del_espanol/4_lengua_y_escritura/cervera_a.htm (fecha de acceso 15.12.21).
12. Estadísticas de uso de Instagram (y también en España) [2022] [recurso electrónico] – URL: https://thesocialmediafamily.com/estadisticas-uso-instagram/ (fecha de acceso 06.06.22).
13. Instagram, las cifras imprescindibles para el 2021 [recurso electrónico] – URL: https://blog.digimind.com/es/insight-driven-marketing/instagram-cifras-imprescindibles-2021 (fecha de acceso 22.12.21).
14. Lamarca Lapuente M.J. Hipertexto: El nuevo concepto de documento en la cultura de la imagen [recurso electrónico] – URL: http://www.hipertexto.info/documentos/hipertexto.htm (fecha de acceso 02.02.22).
15. ¿Qué son las TIC? Y ¿Por qué son tan importantes? [recurso electrónico] – URL: https://www.claro.com.co/institucional/queson-las-tic/ (fecha de acceso 12.01.22).
16. Sal Paz J. C. El comentario digital como género discursivo periodístico. Análisis de la gaceta de Tucumán [recurso electrónico] – URL: https://www.redalyc.org/pdf/4959/495952431007.pdf (fecha de acceso 06.06.22).
Рецензия
Для цитирования:
Сыщикова Е.С., Савчук Е.А. Речевые жанры социальной сети Инстаграм в испаноязычном сегменте. Филологические науки в МГИМО. 2022;8(4):189-203. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-189-203
For citation:
Syschikova E.S., Savchuk E.A. Speech Genres of the Social Network Instagram in the Spanish Segment. Linguistics & Polyglot Studies. 2022;8(4):189-203. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2022-4-33-189-203