Preview

Филологические науки в МГИМО

Расширенный поиск

Интерпретация текста и теория аргументации в обучении языку профессии (на примере английского)

https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-1-13-75-82

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается возможность повышения эффективности курса иностранного языка на старшем курсе бакалавриата и в магистратуре при обучении языку с помощью развития навыков критического мышления (КМ) и критического чтения (КЧ). Автор исходит из того, что КМ и КЧ взаимо дополняют друг друга и расширяют возможности продуктивной работы с текстом при обучении языку профессии. Проведённый анализ и опыт работы на старших курсах бакалавриата и в магистратуре на факультете международных отношений МГИМО, а также в иностранной магистратуре МГИМО в рамках курса «Теория и практика аргументации» (на английском языке), позволили автору прийти к выводу о необходимости расширения инструментария преподавателя иностранного языка в профессиональных целях за счёт использования методов аналитической работы с текстом, которые применяются в смежных областях обучения, а именно, в теории и практике КЧ и аргументации. В обучении собственно языку необходимо уделять внимание таким понятиям, как логическая структура текста, структура аргумента, когнитивные искажения, вызванные как эго- и этноцентричностью реципиента, так и языковыми ошибками рассуждения, вызванными различными видами языковой двусмысленности. С одной стороны, включение этих элементов в курс обучения иностранному как языку профессии даёт необходимые инструменты для развития навыков качественной работы с текстом (и письменным и устным), а с другой, позволяет сделать обучение иностранному языку специальности неотъемлемой частью более широкой профессиональной подготовки.

Об авторе

В. Ш. Курмакаева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76

Валерия Шамильевна Курмакаева – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1 МГИМО МИД России. Сфера интересов: когнитивистика, синхронный перевод, психология, коммуникация и теория аргументации.



Список литературы

1. Курмакаева В.Ш. О роли культурного контекста в развитии навыков межкультурной коммуникации / В.Ш. Курмакаева //Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания. Материалы Второй научно-практической конференции; [отв. ред. Д. А. Крячков]. - Москва: МГИМО-Университет, 2015. - С. 594-598

2. Паршин П.Б. Об оппозиции системоцентричности и антропоцентричности применительно к политической лингвистике // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии / Сборник статей междун. науч. конф. «Диалог», 2000. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dialog-21.ru/digest/2000/articles/parshin/ (Дата доступа 20 октября 2017 г.)

3. Johnson, Ralph H., Blair, J. Anthony. Logical Self-Defense, New York: International Debate Educational Association, 2006. – pp. 147-167, 191-197

4. Kahneman, Daniel. Thinking, Fast and Slow. Penguin, 2011

5. Kurland, Daniel J. I Know What It Says...What Does It Mean? Critical Skills for Critical Reading. Wadsworth Pub Co; 1st edition (July 27, 1994). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.criticalreading.com/critical_reading_thinking.htm (Дата доступа 15 сентября 2017 г.)

6. Lakoff, George. Don’t Think of an Elephant: Know Your Values And Frame the Debate. Chelsea Green Publishing; 2nd Revised edition edition, 2014

7. Lakoff, George. Metaphors We Live By. University Of Chicago Press; 1st edition, 2003

8. Meyer, Michael. Thinking and Writing about Literature. Boston: Bedford/St. Martins Press, 1995. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.montclair.k12.nj.us/WebPageFiles/443/Critical%20Strategies%20v2.pdf (Дата доступа 25 сентября 2017 г.)

9. Toulmin, Stephen E. The Uses Of Argument. Cambridge University Press; Updated edition, 2003

10. Zarefsky, David. Argumentation: The Study of Effective Reasoning. The Teaching Company; 2001

11. China and the Key to Asian Peace. The Economist, 2005, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economist.com/node/3786908 (Дата доступа 28 ноября 2017 г.)

12. The Great British Class Survey. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/labuk/experiments/thegreat-british-class-survey (Дата доступа 28 ноября 2017 г.)

13. OWL Purdue Online Writing Lab. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://owl.english.purdue.edu/owl/ resource/588/03/ (Дата доступа 25 ноября 2017 г.)

14. Словарь Macmillan Dictionary. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.macmillandictionary.com/ (Дата доступа 28 ноября 2017 г.)

15. Иванова Ю.В., Соколов П.В. Перспективы развития образования по модели свободных искусств и наук в России. Вопросы образования, 2015, №4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2015/12/23/1132618478/Ivanova.pdf (Дата доступа 25 ноября 2017 г.)


Для цитирования:


Курмакаева В.Ш. Интерпретация текста и теория аргументации в обучении языку профессии (на примере английского). Филологические науки в МГИМО. 2018;1(13):75-82. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-1-13-75-82

For citation:


Kurmakaeva V.S. TEXT INTERPRETATION AND THEORY OF ARGUMENTATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR PROFESSIONAL PURPOSES (ENGLISH). Philology at MGIMO. 2018;1(13):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-1-13-75-82

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2423 (Print)