
«Филологические науки в МГИМО» – периодическое международное рецензируемое научное издание в области лингвистических исследований и полиглотии.
Цели журнала:
- освещение результатов исследований и обмен опытом, идеями и научными открытиями в области лингвистики, литературоведения и межкультурной коммуникации, теории и практики перевода, методики обучения иностранным языкам и смежных с ними дисциплин;
- создание международной платформы для публикации научных исследований и материалов конференций в области изучения теории полиглотии и практики ее применения;
- публикация результатов оригинальных исследований междисциплинарного характера.
Журнал является преемником сборника научных трудов «Филологические науки в МГИМО», издававшегося с 1999 года, и научного журнала «Филологические науки в МГИМО» с 2015 года. Название журнала перекликается с уникальной языковой ситуацией в МГИМО МИД России, где преподаются свыше 50 иностранных языков и особый интерес проявляется к изучению двух и более иностранных языков.
Журнал “Филологические науки в МГИМО” ориентируется на следующие тематические направления:
- Социолингвистика и геолингвистика
- Лингвистика и межкультурная коммуникация
- Переводоведение
- Литературоведение и лингвокультурология
- Исследования полиглотии
- Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных языков
- Рецензии
- Прагматика и дискурсивный анализ
- Обзоры научных конференций
В журнале публикуются статьи известных и молодых ученых, профессоров, преподавателей, аспирантов и магистрантов из России и зарубежных стран на 10 языках: русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском, китайском, японском, арабском и хинди.
Включен в Перечень ВАК:
5.9.7. Классическая, византийская и новогреческая филология (филологические науки), 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки), 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки), 5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки), 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков) (филологические науки), 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).
Индексация: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), elibrary, РГБ, CrossRef, EBSCO Academic Search; Ulrich’s Periodicals Directory (Cambridge Information Group); Google Scholar, Library of Congress, World Cat, Lens.org, Соционет, Mendeley.
Периодичность: четыре номера в год.
Рецензирование: двойное слепое.
Публикация статей – бесплатно.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): ПИ № ФС 77-66596 от 21 июля 2016 г.
Журнал придерживается международных стандартов публикационной этики, сформулированных в документе COPE (Committee on Publication Ethics).
Подписной индекс издания в Каталоге периодических изданий агентства «Урал-Пресс» – 80991.
Текущий выпуск
ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Объявления
2025-06-09
Круглый стол «Исследование проблем полиглотии»
6 июня в рамках XXI Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности – новая парадигма в науке о языке» состоялся круглый стол «Исследование проблем полиглотии».
Обсуждение вопросов полиглотии в рамках психолингвистических конференций проводилось уже в шестой раз с 2019 года. Докладчиками круглого стола стали главный научный сотрудник Института языкознания РАН, профессор МГЛУ Д.Б.Никуличева, ответственный секретарь журнала «Филологические науки в МГИМО» (Linguistics & Polyglot Studies), доцент кафедры английского языка №3 Г.А.Казаков и полиглот А.К.Бигулов.
Выступление Д.Б.Никуличевой «Приобретенное многоязычие в русской языковой культуре. Традиции и перспективы» было посвящено феномену многоязычного образования начиная от обучения детей в дворянских семьях XVIII–XIX веков и до полиглотов советского периода и современной России. Было отмечено, что в XIX веке на смену полиглотам-аристократам пришли полиглоты-исследователи из числа разночинцев, а в ХХ веке изучение языков стало для советских полиглотов способом расширения своего мира в закрытом обществе.
Г.А.Казаков в докладе «Мотивационные основы полиглотии» подчеркнул приоритетное значение волевых функций, в частности фактора мотивации, для достижения многоязычных знаний. Для объяснения природы мотивации у полиглотов была использована психологическая теория самодетерминации, связывающая мотивы человеческой деятельности с базовыми потребностями личности, что было подкреплено результатами опросов и высказываниями самих полиглотов.
Сообщение А.К.Бигулова «Эксперимент по применению методики гиперинтенсива по вхождению в разговорную практику немецкого языка только во взаимодействии с ИИ-тьюторами» ввело в научный оборот данные исследования, проведенного автором в 2024–2025 году. Эксперимент показал принципиальную возможность достижения порогового уровня владения языком в ходе занятий с голосовым агентом, а также большой потенциал технологий искусственного интеллекта для получения квантитативных данных о процессе овладения языком.
Круглый стол завершился оживленной дискуссией, во время которой участники обсудили подходы к измерению результатов при изучении языков, возможности семейного обучения языкам в детстве, актуальность полиглотии в современном обществе и другие проблемы. Докладчикам было предложено направить свои материалы для публикации в специальном выпуске журнала «Филологические науки в МГИМО».
Еще объявления... |